Главная » Ах Вернисаж!

Гений да Винчи в действии

14 декабря 2011 Один комментарий

Гений — человек, способный решать проблемы, о которых вы и не знали,
способом, который вам непонятен

Ф. Кернан

Имя Леонардо да Винчи знакомо всем, а кому незнакомо, тот, вероятно, живет на далекой планете в созвездии Альфа Центавра. Такая популярность легко объяснима, ведь «величайший гений человечества» успел внести вклад практически во все сферы знаний земной цивилизации: физика, астрономия, анатомия, грамматика, зоология, механика, геология, философия, изобразительное искусство и так далее. Поэтому вовсе неудивительно, что уже у современников Леонардо «ум мутился при одной мысли, что у человеческого существа может быть подобное терпение». Надо сказать, что у сегодняшних исследователей ум продолжает мутиться до сих пор при осознании того, что такие важные изобретения как автомобиль, подводная лодка, танк, пулемет, видеокамера, акваланг, вертолет были предвосхищены в записях да Винчи уже в XV веке!


Экспонаты выставки «Гений да Винчи», путешествующие по всему миру

Интерес к деятельности гения с течением времени не становится меньше, а только еще больше возрастает, о чем говорит и выставочный проект «Гений да Винчи», развернувшийся в полную силу в залах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Идея этой передвижной выставки принадлежит Модесто Веччиа — куратору и основателю музея да Винчи в Риме. Собрав команду итальянских плотников, используя чертежи и рисунки Леонардо, а также современные ученому материалы (дерево, хлопок, медь, железо, парусину и струны), авторы идеи воссоздали наглядные модели гениальных изобретений. Дальше прибавили репродукции картин, собрание анатомических рисунков, 3D версии некоторых моделей и документальные фильмы. На все это ушло 10 лет, и теперь выставка триумфально шествует по миру, не оставив в стороне Петербург. Приятно, что проект основан исключительно на достоверных научных изысканиях, и не имеет ничего общего с такими популярными вольными фантазиями, как «Код да Винчи» Дэна Брауна. Любители тайн, загадок и сенсаций не найдут здесь желаемого, зато вот разгадок, «зовущих к напряжению ума», на выставке хоть отбавляй.

«КОДЕКСЫ» ЧЕЛОВЕКА НАУКИ

В начале выставки посетителя встречает знаменитый Леонардов портрет «самого себя в старости» вкупе с короткой биографической справкой. Из этой справки следует, что гений даже не получил должного образования, каким могли похвастаться схоласты или гуманисты XV века. Он не изучал греческого, плохо знал латынь, и посему писал исключительно на итальянском, но это вовсе не помешало ему бросить громкий вызов всем этим заносчивым снобам, считавшим его дилетантом: «Глупцы! Не знают они, что я могу ответить им, как Марий отвечал римским патрициям: они сделали себе украшение из чужих трудов, а за мною не хотят признать моих собственных!»


Леонардо да Винчи
Портрет самого себя в преклонном возрасте
Королевская библиотека, Турин (Италия)

Возможно, что как раз отсутствие систематического книжного образования и послужило толчком к наблюдательному методу да Винчи: чтобы понять какое-нибудь явление нужно его подробно описать, проанализировать, а затем проверить выводы опытным путем. Вдохновение же Леонардо черпал не в трудах человеческих, а в многообразных творениях Природы, которые считал совершенными. Он всегда брал с собой маленькие записные книжечки, куда и заносил все увиденное: растения, постройки, пейзажи, животных, людей. Затем он сопровождал эти рисунки своими размышлениями, записями, эскизами. На выставке в самом начале экспозиции рядом с портретом Леонардо можно увидеть некоторые копии этих знаменитых рукописей. Их миниатюрный размер сразу наводит на мысль: как же в столь малый формат могли поместиться гениальные идеи, которые в уменьшенном материализованном виде занимают теперь сразу несколько залов экспозиции?


Реплики рукописей Леонардо да Винчи, представленные на выставке

Надо сказать, что выставочный проект «Гений да Винчи» создавался как раз на основе этих рукописей, заметок, трактатов, дневников и «кодексов» (своды работ Леонардо, посвященные одной теме). Это «наследство» в целом составляло некогда порядка 24 000 страниц. Отражавшие все многообразие мира, начиная от наблюдений за птичьим полетом, и заканчивая моделями будильников, они так и оставались несистематизированными. Ученик Леонардо Франческо Мельци, которому мастер передал большую часть своего эпистолярного богатства, также не смог справиться с этой задачей, а сын его Орацио вообще приказал снести старые рукописи, «принадлежавшие некоему Леонардо, умершему пятьдесят лет назад», на чердак. Сегодня называется цифра в 6 000 страниц, и находятся они в разных европейских музеях и библиотеках, где тщательнейшим образом подвержены изучению.

Сложность этих исследований заключается в том, что у да Винчи была своя зеркальная манера письма, где каждая строка начинается с нижнего правого угла страницы и читается справа налево. Некоторые полагают, что это специальный «шифр» от невежд неразумных, другие же называют более правдоподобную версию: такая техника для левши Леонардо была намного удобнее. Еще одним камнем преткновения стал спутанный порядок листов, сшивавшихся и расшивавшихся бесконечное количество раз. Но все это не могло остановить научную мысль современности, жаждущую непременно проникнуть в тайны Величайшего. Таким образом, свыше 100 моделей устройств да Винчи были собраны, поделены тематически и выставлены на всеобщее обозрение. Возле каждой такой модели на выставке «Гений да Винчи» помещена табличка с репродукцией рисунка, названием на трех языках, краткой характеристикой и ссылкой на соответствующий кодекс.

ОСНОВОПОЛОЖНИК ПОЛЕТА

Тема полета человека занимала Леонардо всю жизнь, однако он был далеко не единственным, кто не мог спокойно спать из-за своей необузданной страсти летать. В некоторых источниках того времени упоминается имя некоего Джованни Батиста Данти (Giovanni Battista Danti (1477—1517 гг.)) из города Перуджа, который с помощью специальной конструкции в виде крыльев вполне себе успешно летал над Тразименским озером. Его прозвали «Дедал из Перуджи», хотя на основе всего лишь легенд этот «Дедал» остается пока таким же мифологическим персонажем, как и его древнегреческий прототип.


Джованни Андреа Альчиато
Изображение Дедала из книги «Emblematum libellus»
1522 г.

У да Винчи же все гораздо более осязаемо. Он наблюдал за полетами птиц, изучал строение крыла, и пришел к выводу: «для того чтобы дать истинную науку о движении птиц в воздухе, необходимо сначала дать науку о ветрах». Такую науку могли бы дать специальные приборы: восковой гигрометр (прибор для измерения уровня влажности атмосферы), анемоскоп (устройство для определения направления ветра), прибор для измерения скорости ветра и воды, анемометр (для измерения силы ветра) и даже измеритель угла наклона по отношению к горизонту – модели всех этих изобретений можно увидеть на выставке «Гений да Винчи». Дальнейшие исследования навели на мысль, что полет человека с помощью крыльев, приводимых в движение одной силой мышц, просто физически невозможен. А значит – надо попробовать полет планирующий. Леонардо разработал конструкцию планера, прикрепляемого к телу человека так, чтобы можно было балансировать в полете. Основная, самая широкая часть крыльев оставалась неподвижной, однако их окончания могли изгибаться при помощи тросов и изменять направление полета.


Модель планера Леонардо да Винчи, представленная на выставке

Мы не знаем, пытался ли сам да Винчи летать таким хитрым способом, но совершенно точно, что уже в 1506 году он предсказывал: «с горы, носящей имя большой птицы, начнет свой полет знаменитая птица, которая наполнит мир своей великой славой». Надо сказать, что пророчество сбылось, потому что на рубеже XIX и ХХ веков такой «знаменитой птицей» стал немец Отто Лилиенталь, и он первым доказал на практике возможность управлять полетом человека на аппарате тяжелее воздуха, собственнолично совершив около двух тысяч полетов, стартуя с различных возвышенностей. Иначе говоря, именно эта леонардовская идея скользящего полета и легла в основу всей современной авиации, создателями которой являются братья Райт.


Отто Лилиенталь во время одного из своих планирующих полётов

Взлетев однажды, мысль Леонардо уже не могла остановиться, и изобретение вертолета он тоже в какой-то степени предвосхитил. На выставке представлены два экспоната-прототипа геликоптера, один из которых воспроизведен по известной зарисовке, получившей название «воздушный винт». Предполагалось, что агрегат будет сделан из тонкого пропитанного крахмалом льна, а в движение приводиться с помощью четырех человек, вращающих его по кругу. Вторая чудо-машина тоже должна была подниматься в воздух благодаря усилиям человека. Главное новшество этого 12-метрового монстра – крылья с размахом 24 метра и их расположение крест-накрест.


Модель «воздушного винта» Леонардо да Винчи


Модель вертикального летательного аппарата

Конечно, такие «вертикальные летательные аппараты» никогда не смогли бы подняться в воздух, ибо мышцы рук человека не в состоянии обеспечить достаточно усилий для отрыва от земли. Более того, в случае подъема эти конструкции стали бы и вовсе вращаться вокруг своей оси. Недавно американцы создали проект, в котором команда инженеров и плотников попыталась реконструировать по чертежам да Винчи настоящие действующие машины. Именно они наглядно продемонстрировали, что даже если использовать современные материалы (металл, специальные ткани и двигатель) у винта Леонардо не было шансов взмыть в воздух.

Тем не менее, сама идея получила продолжение четыреста с лишним лет спустя, когда авиаконструктор Игорь Сикорский, еще в детстве познакомившийся с рисунками да Винчи, конструировал свои «аппараты, которые могли бы взлетать и садиться без разбега, висеть неподвижно в воздухе и перемещаться в любом выбранном направлении». Нуждаясь еще в длительной доработке, эти аппараты уже доказали, что эра геликоптеров наступает. Иначе говоря, Леонардо да Винчи, так и не создав действующую модель летательной машины из-за отсутствия тогда подходящего двигателя, все же сумел вдохновить многих изобретателей будущего на дерзкие свершения. Он был уверен: «Полетав хоть раз, вы будете ходить по земле, обращая свой взор в небеса, туда, где вы были, и куда вы страстно желаете вернуться…».


Фотографии первых экспериментальных вертолётов Игоря Сикорского

«ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК» И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

«Витрувианский человек» Леонардо занимает на выставке особое место. Его изображение снабжено здесь подробной информацией в виде специальных плакатов и видеоматериала, рассказывающих о каждой детали всемирно известного рисунка. Для того чтобы создать «Витрувианского человека», Леонардо в течение нескольких месяцев делал точные обмеры разных молодых людей, а результаты сравнивал с единственным сохранившимся от античности каноном пропорций под названием «Человек Витрувия». Работы на ту же тему других ученых Возрождения не идут ни в какое сравнение с тем, чего удалось добиться гению.


Леонардо да Винчи
Витрувианский человек, 1490 г.
Галерея Академии, Венеция

Кроме того, эта графическая работа — лучший способ почувствовать главную особенность творчества художника, для которого искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило производить наблюдения и опыты, чтобы усовершенствовать работу живописца. Иногда научные экзерсисы настолько захватывали мастера, что он забывал о заказанных ему картинах. К примеру, один из современников печально констатировал: «математические опыты настолько отвлекли его от живописи, что он терпеть не может браться за кисть».


Чезаре Чезарьяно
Человек Витрувия
1521 год

Возможно, такой сверхнаучный подход и послужил косвенной причиной того, что художественное наследие да Винчи весьма скромно: в мире насчитывают около 14-15 его масляных полотен (причем атрибуция некоторых из них под вопросом). На выставке «Гений да Винчи» представлены цифровые репродукции семи из этих картин в натуральную величину. Отсутствие здесь оригиналов легко объяснимо тем, что ни один уважающий себя музей не отдаст «своего» Леонардо беспощадно колесить по городам и селам. Однако полное соответствие с размерами оригиналов позволяет составить о них гораздо более реалистичное представление, нежели книжная иллюстрация. Авторы проекта попытались также «воссоздать технику живописи флорентийскими масляными красками» с помощью цифровой фотографии гипервысокого разрешения, но получилось это, надо сказать, не очень убедительно, поскольку масляная живопись и фото все-таки разные вещи.


Леонардо да Винчи
Мадонна в скалах
1483 — 1486 гг.
Лувр, Париж

Отменную путаницу в атрибуцию картин Леонардо вносит сегодня наличие нескольких вариантов одних и тех же произведений. Так знаменитая «Мадонна в скалах» известна в двух экземплярах, один из которых хранится в Лондонской Национальной Галерее (копия с нее представлена на выставке), а другой – в парижском Лувре (заценить которую здесь никак нельзя). Жаль, что организаторы не учли это немаловажное обстоятельство, и у посетителей нет возможности сравнить два варианта и порассуждать на тему, правы ли некоторые искусствоведы, относящие лондонскую Мадонну к работам ученика Леонардо Амброджо ди Предиса.


Леонардо да Винчи (?)
Мадонна в скалах
до 1508 г.
Лондонская Национальная галерея

Однако несомненным плюсом экспозиции является упоминание о совсем недавнем открытии. В 2008 году мир потрясла удивительная новость: газеты сообщали, что никому не известный профильный портрет молодой женщины, проданный на аукционе в Нью-Йорке в 1990-е годы за 20 000 долларов, может оказаться оригинальным произведением Леонардо. Для доказательства этой версии применили новую методику снятия отпечатков пальцев: в левом верхнем углу картины есть след от пальца, который «практически полностью совпадает» с отпечатком на работе Леонардо «Святой Иероним» (Ватикан). Еще одним подтверждением служит тот факт, что штрихи тушью и мелками наносил художник-левша. Теперь ориентировочная стоимость «Belle Principessa» («Прекрасной принцессы») – 200 000 000 евро. Так что у этой картины есть все шансы стать единственным произведением Леонардо, принадлежащим частному коллекционеру. Впрочем, статус портрета по-прежнему сомнителен, так как целая плеяда специалистов выступила с не менее убедительными доказательствами против авторства да Винчи. Задуматься о будущей судьбе «Прекрасной принцессы» можно у копии, выполненной в сверхвысоком разрешении целых 1000 пикселей на дюйм.


Леонардо да Винчи (?)
Портрет девушки в профиль в платье эпохи Возрождения
Частная коллекция

ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД И ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

Проблема идеального города также оказалась в сфере интересов да Винчи, и свои решения этого главного общественного вопроса предлагали тогда самые видные архитекторы эпохи Возрождения. Однако Леонардо, как обычно, всех превзошел. Среди его революционных идей было предложение устраивать улицы в разных уровнях с целью беспрепятственного движения на перекрестках. Изображающие эту грандиозную идею рисунки и послужили основой для выставочного макета «Идеального города». Рассматривая его, нельзя в очередной раз не поражаться творческой смелости гения. В век подземных парковок, метро и небоскребов многоуровневый характер любого мегаполиса давно не вызывает удивления, но на рубеже XV-XVI веков это была фантастика!


Рисунки Леонардо, изображающие город с движением в двух уровнях


Выставочный макет идеального города по Леонардо да Винчи

Очевидно, что Леонардо хотел сделать окружающий мир лучше и интересней. Он разработал несколько моделей подъемных кранов, устройство для водружения столбов, одометр (механическую машину для измерения пройденного расстояния), а также усовершенствовал часовой механизм и, возможно, предвосхитил изобретение велосипеда (хотя некоторые исследователи все же считают этот рисунок фальсификацией XX века).


Модель велосипеда на выставке изобретений Леонардо да Винчи

Прототипом современного автомобиля называют «самоходную телегу» Леонардо, которая была трехколесной, приводилась в движение пружинным механизмом и по принципу действия напоминала заводную игрушку. После того как взведены и отпущены пружины, тележка способна проехать самостоятельно около 40 метров, а специальный тормоз устроен при помощи потайной веревки. Скорее всего, это хитроумное устройство родилось в воображении Леонардо, когда он работал над сценарием одного из придворных праздников. Сегодня же работа дифференциала в конструкции привода современного автомобиля основана на том же принципе, что наблюдается в телегах Леонардо. На выставке представлена недействующая модель этой повозки, поэтому приводим видео, где наглядно показан принцип ее движения.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Да, и на музицирование Леонардо тоже находил время. При этом он обладал красивым голосом, умел играть на лире да брачио (или предке современной скрипки) и, конечно же, пытался создать свои собственные невиданные доселе инструменты: механический барабан с десятью палочками, двойная флейта, переносная пианола. Последняя представляет собой трехоктавный инструмент, на котором играли с помощью клавиатуры, а звучал он одновременно и как клавесин, и как альт. Работал с помощью смычка из лошадиного волоса, приводившимся в действие системой блоков и махового колеса.


Модель «переносной пианолы» от Леонардо да Винчи

На выставке опять-таки представлена недействующая модель, что вызывает большое разочарование. Тем более что полнофункциональный инструмент уже был воспроизведен в 2009 году. Тогда же обнаружился и технический просчет: при игре на нем возникают очень сильные механические шумы. Инженеры намерены усовершенствовать изобретение, оснастив его электрическим приводом. Но посмотреть и послушать на столь дивный плод фантазии можно уже сейчас.

ОПТИКА, МЕХАНИКА, ФИЗИКА

Обозначенные в подзаголовке разделы выставки пользуются самой большой популярностью у публики. Оно и понятно, ведь здесь есть экспонаты, которые можно трогать, приводить в действие и, таким образом, каждый раз убеждаться в правильности догадок Леонардо. Например, зайти внутрь восьмиугольной комнаты зеркал и «увидеть себя со всех сторон бесконечное число раз».


В спроектированной по рисункам Леонардо восьмиугольной комнате зеркал

Считавший механику «раем математических наук», да Винчи вовсе не пытался подобно Галилею и Ньютону сформулировать какие-то универсальные законы. Его интерес к физическим явлениям был чисто практичным. Леонардо использовал свои наблюдения, чтобы разработать элементы, способные в разы повысить производительность труда, а также сделать его машины еще более совершенными. К примеру, для сокращения силы трения да Винчи конструирует шарикоподшипник, а для стабилизации скорости вращения – маховик. Крайне полезным при подъеме грузов могло быть устройство, трансформирующее возвратно-поступательное движение в постоянное.


Экспонаты, которые можно потрогать:
маховик и молот, приводимый в движение диском

Свои физико-математические исследования Леонардо систематизировал еще меньше, чем все другие. Тем не менее, именно этому материалу было суждено стать самым востребованным. Записи да Винчи попали в руки прямых предшественников Галилея: Кардано, Тартальи, Бальди — и они послужили им отличной основой для вывода главных теоретических законов физики. Вот так практикующий художник да Винчи способствовал открытию истин, которые теперь изучает каждый школьник.

АНАТОМИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

Увеличенные фотокопии анатомических рисунков Леонардо вынуждены прозябать в тени популярности его физических экспериментов, но зато здесь находят настоящую отдушину посетители, имеющие отношение к медицине. На экспозиции есть что обсудить и рассмотреть, тем более что в области анатомии Леонардо был подлинным пионером. Не побоявшись нарушить средневековый религиозный запрет на вскрытие «греховных» тел, он во время тайных ночных препарирований делал различные зарисовки, которые могли бы пригодиться ему во время написания картин. Однако затем, как это часто бывало, он настолько увлекся, что приступил к изучению анатомии основательно и систематически.


Анатомическая часть экспозиции выставки «Гений да Винчи»

Особенно интересовала да Винчи кровеносная система. До наших дней сохранилось довольно много подробных рисунков, изображающих сердце. Именно эти произведения пятисотлетней давности в 2005 году подтолкнули британского хирурга-кардиолога Фрэнсиса Уэллса (Francis Wells) к разработке нового способа лечения пролапса (выпадания) митрального клапана сердца (он регулирует направление движения потока крови между левым предсердием и желудочком). До сих пор при повреждении этого клапана хирургам приходилось уменьшать его диаметр путем удаления фрагмента одной из створок. У такой операции было множество побочных эффектов. Но господин Уэллс, вооруженный рисунками Леонардо, смело утверждает, что нашел более безболезненный для пациентов путь. «Подсказанный» художником способ заключается в том, что хирург закрывает протекающие отверстия, а лишнюю ткань обрезает в форме латинской буквы V.


«Сердечные» рисунки Леонардо да Винчи

ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Леонардо считал воду «движущей силой природы», и, наверное, поэтому его водные механизмы — одни из самых удивительных и прозорливых. Например, идея легких лыжеподобных башмаков для хождения по воде используется сегодня вовсю в сфере отдыха и развлечений. Также да Винчи изобрел лодку с педальным приводом, перчатки с перепонками между пальцев для плавания под водой, корабль с двойным корпусом. Среди его рисунков есть даже спасательный круг: предполагалось изготовить его из легкой коры дуба, чтобы «спасти жизнь в случае шторма или кораблекрушения». Однако самым сенсационным стало изобретение «дыхательного аппарата» для подводного плавания.


Башмаки для хождения по воде и спасательный круг
Рисунки Леонардо да Винчи

Идея такого приспособления для погружения существовала давно: известно, например, что еще в 332 году до н. э. Александр Македонский спускался под воду в стеклянном сосуде наподобие современного водолазного колокола. К Леонардо пришло озарение, когда он находился в Венеции, блокированной турецким флотом. Гений решил придумать такой костюм, чтобы в нем можно было пройти по морскому дну до кораблей противника и совершить неожиданную атаку. Согласно рисунку и задумке изобретателя костюм должен был быть сделан из кожи, иметь стеклянные линзы для глаз и мешочек для мочеиспускания. Воздух для дыхания водолаза должен был поступать через тростниковые трубки, скрепленные кожаными вставками на металлических пружинах (для защиты от давления воды) и соединенные с плавучим куполом на поверхности. В комплект входили балластные мешочки с песком, емкость с воздухом для срочного всплытия, длинная веревка, нож и рожок для подачи сигнала об окончании работы под водой.


Рисунок Леонардо да Винчи, изображающий снаряжение для работы под водой


Выставочная модель скафандра по чертежам Леонардо да Винчи

На выставке «Гений да Винчи» такой прото-скафандр представлен в самом лучшем виде, но и здесь не обошлось без «прокола». Пояснительная табличка к нему гласит: «в 2002 году водолаз Жак Козенс протестировал костюм, изготовленный по чертежу да Винчи; опыт имел лишь частичный успех». Вроде бы ничего особенного, но на поверку оказывается, что «водолаз Жак Козенс» — девушка, зовут которую на самом деле Джеки Козенс (Jacquie Cozens), и именно она участвовала в этом эксперименте. Испытание проходило в Венеции, и костюм проверяли на возможность пройти несколько метров по дну. Сделать это Джеки удалось, однако двигаться ей приходилось на ощупь, так как сразу после погружения она оказалась фактически «слепой, глухой и немой» из-за недостаточной водонепроницаемости скафандра. Ко всему прочему поднимавшийся со дна ил ухудшал и без того плохую видимость, а два тяжелых мешка с песком и сильное течение чрезвычайно затрудняли передвижение. Получается, что потопить турецкий флот при таком раскладе было бы тщетно, но мисс Козенс считает, что просчеты и досадные ошибки вовсе не лишают да Винчи права считаться первым изобретателем действующего водолазного костюма.


Фото экспериментальных погружений водолаза Джеки Козенс в скафандре по чертежам Да Винчи

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА


Модель так называемого «танка» Леонардо да Винчи

Раздел выставки, где представлены модели военно-технических изобретений Леонардо как нельзя лучше характеризует мир, в котором жил великий гений, ведь Италия в то время была раздираема войнами и противоречиями между разными городами. В поисках покровительства у сильных мира сего он извергает целый поток идей, которые могли бы обеспечить любой армии военное преимущество. Так, например, в одном из писем Леонардо предлагает создать «закрытые безопасные и непроницаемые колесницы, которые, врезываясь в ряды неприятелей со своей артиллерией, смогут прорвать их строй, как бы они ни были многочисленны». Сравнив описание с рисунками, исследователи назвали сию конструкцию «танком» да Винчи. По форме он напоминает перевернутую глубокую тарелку на четырех больших колесах. «Танк» вооружен со всех сторон пушками и окован броней. Приводить в действие этот аппарат должен экипаж из 8 человек. Команда восторженных американцев даже построила действующую модель танка да Винчи, провела несколько тестов на боеспособность и выпустила видеоверсию событий.

Идея еще одной разрушительной колесницы пришла к Леонардо из Древнего Рима. Он стремился усовершенствовать применявшиеся некогда телеги с косами, или «скифские колесницы». Да Винчи разработал систему передач, благодаря которой механическое движение колес при их вращении передавалось на вертикальную ось, соединенную с четырьмя косами. Единственное опасение мастера вызывала движущая сила телеги – лошади, которые во время сражения могли запаниковать и пораниться насмерть. Уже знакомая нам команда развеселых американцев претворила в жизнь и эту грозную задумку Леонардо, использовав вместо лошадей радиоуправляемого робота.

Следует признать, что приковывающие внимание на выставке модели танка и «скифской колесницы» интересны, прежде всего, как гениальные озарения. Боевая эффективность подобных машин в то время, скорее всего, была бы невысокой. Огромный вес, слабая ручная или ненадежная конная тяга не позволили бы перемещать эти конструкции на большие дистанции. Кроме того, подобные механизмы были крайне уязвимы для огня и дыма. Однако такие прозаичные неувязки нисколько не умаляют художественное совершенство проектов Леонардо.


Леонардо да Винчи
Рисунки «скифских колесниц»

Были среди идей мастера и те военные приспособления, которые вполне могли бы изменить ход истории. Например, многоствольные пушки и усовершенствованные снаряды (быстрые пули заостренной формы с направляющими крыльями, а также разрывные пули, вновь изобретенные лишь в начале XIX века Генри Шрапнелем). Объединив эти замыслы, можно было легко поражать отряды солдат противника на значительных расстояниях. Но Леонардо не пришлось опробовать свои истребительные изобретения: пушки, танки, подводные лодки так и не были пущены в дело…

СЕКРЕТЫ «МОНЫ ЛИЗЫ» И «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Широкая общественность знает Леонардо, прежде всего, как автора двух всемирно известных произведений искусства – картины «Мона Лиза» и росписи «Тайная вечеря». Оба произведения в наши дни стали заложниками беспощадного времени и своей недюжинной славы. В результате детально рассмотреть и оценить всю их значимость могут лишь немногие. Например, для того, чтобы увидеть «Тайную вечерю» не достаточно просто приехать в Милан. Билеты необходимо приобрести загодя, да и любоваться произведением строгие хранители позволят всего 15 минут. Причины не только в колоссальной популярности, но и в плачевном состоянии росписи. По выражению одного из исследователей, «сейчас на картину нельзя смотреть без чувства глубочайшего отчаяния, потому что она не дает даже отдаленного представления о том, чем она была когда-то». Очевидно, что да Винчи перемудрил со своими экспериментами, и «Тайная вечеря» начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. А именно: слой краски тоненькими лепестками стал отделяться от сыреющей стены. Таким образом, не раз проводившиеся реставрационные работы в лучшем случае могли только приостановить этот губительный процесс. Представленный на выставке документальный фильм подробно повествует обо всех аспектах создания, сохранения и изучения гибнущего шедевра Леонардо.


Леонардо да Винчи
Тайная вечеря, 1495—1498 гг.
Санта-Мария делле Грацие, Милан

Другая общепризнанная вершина творчества — «Мона Лиза» — совершенно не нуждается в представлении, ведь образ ее можно без преувеличения назвать самым растиражированным в мире. История бытования полотна напоминает приключенческий роман: Леонардо сам привез картину во Францию, приехав сюда по приглашению короля, у Наполеона Бонапарта она висела в ванной, в 1911 году итальянец-патриот украл картину и повез на родину, в 1956 году «Мону Лизу» пытались облить кислотой и повредить увесистым булыжником, а совсем недавно одна русская дама бросила в нее чашку.


Вариации на тему «Моны Лизы» от художников XVI и XVII веков

Воистину, ажиотаж вокруг портрета настолько силен, что отношение некоторых зрителей к картине приобретает патологические формы. К примеру, в мире есть монализафилы, коллекционирующие все, что связано с «Джокондой». Но есть и те, кого при виде данного полотна охватывает синдром Стендаля. Это особое состояние, когда человек настолько остро воспринимает произведение искусства, что его реакцию довольно сложно предсказать: от простой истерики до попыток разрушить экспонат. Хранители Лувра были вынуждены даже принять особые меры, наложив запрет на вывоз «Джоконды», поместив ее под пуленепробиваемое стекло и расположив на почтенном расстоянии от публики. Теперь, чтобы насладиться шедевром, впору брать с собой бинокль, но и в этом случае шансы в чем-то разобраться крайне ничтожны.


На экспозиции 25 секретов Моны Лизы»

Часть выставочной экспозиции под названием «25 секретов Моны Лизы» — это не просто возможность проверить свою нервную систему на прочность, но и познакомиться с результатами работы французского инженера Паскаля Котте. Именно ему, как изобретателю мультиспектральной камеры, была оказана честь сделать серию высококачественных снимков «Джоконды» в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Данный метод позволил по-новому взглянуть на многострадальный портрет XVI века. Стали заметны следы ретуширования, реставрации, предварительных набросков и оригинальных пигментов. Возможным оказалось и виртуальное снятие лакового покрытия для того, чтобы увидеть истинные цвета картины. Сегодня на портрете доминируют темные зеленые, желтые и коричневые оттенки, но изначально тона были более светлыми, с проблесками золотистого, светло-голубого и сверкающего белого. Свой ответ есть у исследователя и на загадку ресниц и бровей «Мона Лизы». Он утверждает, что обнаружил тонкие мазки кисти в районе бровей и ресниц, которыми Леонардо изначально снабдил Джоконду. По прошествии веков эти линии либо потускнели, либо были стерты в ходе последующих реставраций. Прекрасным дополнением к высокочетким фотографиям служит полномасштабная двухсторонняя репродукция «Джоконды» — редкая возможность посмотреть на оборотную сторону картины.


На экспозиции 25 секретов Моны Лизы»

***

Таким образом, выставочный проект «Гений да Винчи» снова и снова будоражит нашу фантазию, заставляя еще больше удивляться гениальным изобретениям XV века. Многие на выставку приходят, чтобы получить ответы на волнующие вопросы, но вопросов, в итоге, становится только еще больше: кто-то не верит, что один человек способен объять необъятное, кто-то ставит ему в вину многочисленные просчеты, кто-то не перестает просто восхищаться несмотря ни на что, кто-то же не может не придраться к «Моне Лизе»… Сам же да Винчи говорил: «Я оскорбил Господа Бога и человечество! Ибо мои работы не достигли того совершенства, к которому я стремился!». Наверное, в этом и есть ответ на все вопросы: совершенства нет, но к нему нужно всегда стремиться. В конце концов, как сказал незабвенный Александр Сергеевич: «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Один комментарий »

  • Бийчанка пишет:

    ВЫСТАВКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!!! ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ!!! СПАСИБО СОЗДАТЕЛЯМ И ОРГАНИЗАТОРАМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ ВЫСТАВКИ!!! ГЕНИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК-ГЕНИАЛЕН ВО ВСЕМ!!! БРАВО ГЕНИЮ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ!!!

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: