Главная » Ах Вернисаж!

Окно в Швейцарию

21 октября 2010 4 комментария

С 6 июля по 31 октября 2010 года Эрмитаж балует нас швейцарскими витражами XVI — XVIII веков из собственного же собрания. Посещение этой выставки есть отличная возможность увидеть то, что обычно скрыто от глаз простых смертных, а именно, часть богатой коллекции эрмитажных витражей.

Прежде всего, немного о Швейцарии. Жить в Швейцарии хорошо: работаешь себе в надежном банке, отдыхаешь на альпийском горнолыжном курорте, ешь сыр с дырками, закусываешь шоколадом, а часы носишь самые точные в мире! Но все это, скорее, обыденное представление о стране, которую мы знаем сегодня. Какой эта страна была несколько веков назад, давайте посмотрим сквозь разноцветное витражное окно…

Швейцарский витраж XVI — XVIII веков – это совсем не тот, который невольно всплывает перед нашими глазами, когда мы уносимся своим воображением в эпоху средневековья. Если для готики характерны огромные стрельчатые окна соборов, то швейцарские витражи, представленные на выставке, — это, скорее, небольшие расписные стекла, насыщенные абсолютно новым для того времени мироощущением эпохи Возрождения. Для этих изделий характерны не только традиционные религиозные сюжеты, но и живые сценки повседневной жизни, пышные геральдические узоры, красочные портреты зарождающейся буржуазии. И рассматривать сегодня эти «просветленные картины» довольно забавно…

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

Итак, вооружившись лорнетом, читаем поучительную надпись на одном из витражей: «Wer die histori nitt kan verstan: der sol noch witters in die schuell gan», что в переводе на наш с вами великий и могучий русский язык означает: «Тот, кто не понял историю, тот должен ещё походить в школу». Сие мудрое швейцарское выражение очень тонко нам намекает на то, что без хотя бы общих представлений об истории данной страны на выставке делать нечего.

Ну а для того, чтобы не попасть впросак, краткая историческая справка. Точкой отсчета национальной истории Швейцарии обычно служит август 1291 года, когда три лесных кантона (округа) заключили между собой «вечный союз». Главной целью этого образования послужило стремление молодого государства сбросить с себя кандалы Священной Римской империи. Решение вопроса о независимости затянулось надолго, и только по окончании 30-летней войны в 1648 году Швейцария, наконец, эту независимость заполучила. А до этого времени приходилось швейцарцам терпеть на своих витражах ненавистный имперский герб.

Ещё одной важной чертой исторического развития Швейцарии в интересующий нас период было возникновение новых религиозных учений. В XVI веке главные города страны Женева и Цюрих стали центрами реформаторского движения, возглавляемого Ж. Кальвином и У. Цвингли. В результате, вся страна разделилась на протестантов и католиков, готовых отстаивать свою веру до последней капли крови. Отголоски этого религиозного противостояния можно заметить на одном из эрмитажных витражей.

Композиция данного произведения организована как противопоставление двух миниатюр: слева изображена сцена из жизни Спасителя, справа – из жизни Папы Римского. Очевидно, источником вдохновения для этого витража послужила книга «Страсти Христа и Антихриста» (1521 г.), приписываемая известному деятелю Реформации Ф. Меланхтону. Последний, в частности, не раз отмечал, что Римский Папа «хуже тирана и всякого иноземного язычника» и «подобен зверю, описанному в Книге Откровений». Перемирие между католиками и протестантами в Швейцарии стало возможным только в 1712 году, когда было принято соглашение о равном статусе представителей этих двух религий. Кстати, и в наши дни швейцарцев отличает интересный подход к проблемам веры. Дело в том, что в этом государстве существует особый обязательный церковный налог (для католиков — 6%, для протестантов — 5%), поэтому честные налогоплательщики и по сей день вынуждены выбирать между правой и левой половинами представленного здесь витража.

Неудивительно, что в столь самобытных исторических условиях возник особенный тип заказчика (донатора) предметов искусства. Как правило, это был гордый и независимый городской буржуа, который, однако, не забыл о своём сельском происхождении. Надо отметить, что до сих пор статус каждого швейцарца определяется следующим образом: в первую очередь он член общины, затем гражданин кантона и лишь потом – Федерации. В то же время Конфедерация уважительно относилась к подобному высокоразвитому самосознанию своих граждан, поэтому в Швейцарии кроме дворян собственные гербы могли иметь все те, кто состоял на государственной службе.

ТЕХНИКА «ЖИВОПИСИ СВЕТОМ»

Среди материалов, использовавшихся для изготовления витража, можно отметить цветное стекло, прозрачное стекло, серебряную протраву, надглазурные краски, свинец. Сухой перечень этих понятий встречается в описании практически каждого витража на выставке, но вот про сам процесс изготовления там никто не расскажет.

Сложная средневековая методика изготовления витража мало изменилась к XVI-XVIII векам. Всё начиналось с эскиза художника, который назывался «видимус» (лат. Vidimus – «как мы видим»). Создавать подобные наброски не гнушались такие великие мастера как Альбрехт Дюрер и Ханс Хольбейн Младший, так как именно «видимусы» представляли на утверждение заказчикам – уже знакомым нам швейцарским буржуа. На основе «видимуса» создавался макет будущего витража в натуральную величину. Кстати, именно в этот момент принималось важное решение о будущем расположении свинцовых полос. Эти перемычки должны были по возможности удачно вписываться в композицию – например, выгодно подчеркивать силуэты фигур.

Как правило, художники редко изготавливали стекло сами. Поэтому когда эскиз и макет были подготовлены и согласованы, в мастерскую стеклодувов подавали заказ на изготовление цветного и прозрачного стекла. Весь этот процесс наглядно и подробно изображен на одном из манускриптов XIV века.

Имея перед собой макет и стекло, мастера приступали к новой стадии – нарезке, что требовало особой аккуратности. Например, нужно было строго соблюдать толщину фрагментов, так как только в этом случае отрезанный кусок стекла мог подойти к соседним. Примечательно что, начиная с XIV века, в качестве резаков использовались алмазы, насаженные на ручки.

Затем из размеченных фрагментов как мозаику составляли будущую композицию, временно скрепляя куски с помощью воска. Художники тем временем приступали к росписи. Для этого использовались особые краски, в состав которых входили окиси металлов (обычно меди и железа), вода, уксус и масло. Для нанесения краски применяли кисти, палочки, а самой распространенной техникой была гризайль (роспись, выполняемая тональными градациями одного цвета – серого или коричневого). После того как художник заканчивал рисунок, стекло помещалось в печь для сушки и обжига.

Пожалуй, главным новшеством, привнесенным в витражное дело эпохой Возрождения, стало использование так называемой серебряной протравы (или серебряной краски). Мастера наносили на тыльную часть стекла тонкий слой серебряного раствора, а затем поджигали его. В результате нехитрой химической реакции стекло могло приобретать спектр оттенков от ярко-желтого до темно-оранжевого. Это дало возможность мастерам добавлять различные оттенки в рисунок без использования свинцовых ограничителей.

Завершающим этапом изготовления витража было скрепление его с помощью свинцовой арматуры. Мастера отрезали кусок свинца, помещали его в нужный сектор разметки, а сверху прикрепляли намеченный фрагмент стекла. Следующий фрагмент располагали рядом с предыдущим. И так далее до полной готовности. Свежеизготовленный витраж «приправляли» замазкой на основе конопляного масла, чтобы поверхность стала водоотталкивающей.

ТИПЫ ВИТРАЖЕЙ

Швейцарские стеклянные панно – одни из самых ярких представителей типа кабинетного витража. Благодаря небольшим размерам и способности вписываться практически в любое архитектурное обрамление, они могли использоваться не только для украшения соборов, но и для оформления городских ратуш, дворцов правосудия, гостиниц и домов знатных горожан. Отсюда большое разнообразие сюжетов и композиций, классификация которых условно сводится к девяти разновидностям. Поскольку именно такое разделение послужило основой для выставки, приведем наиболее яркие примеры каждого из существующих ныне типов витражей.

Первый образец является наглядным примером так называемого «Иллюстративного витража». Здесь мы видим изображение знаменитой ветхозаветной притчи о жертвоприношении Авраама, которая просто меркнет на фоне двух усатых красавцев, благородно выступающих на первый план. Мужчины в широких штанах есть никто иной как заказчики витража – достопочтенные братья Ульрих и Хам, пожелавшие увековечить себя наравне с библейским сказанием. Мы видим, что им это вполне удалось, а их пышные наряды, надетые по такому случаю, просто вне всяких похвал.

Еще один экземпляр коллекции является представителем «Гербового витража». Учитывая уже упоминавшуюся особенность Швейцарии, согласно которой гербы могли иметь все государственные служащие, в эпоху XVI-XVII веков именно геральдические витражи стали своеобразными «визитными карточками» этой страны. В данном случае мы видим герб одного из представителей рода Оффенбургеров, который не только был родом из знатной семьи аптекарей, но еще и являлся владельцем престижного замка.

«Фигуративный витраж» можно рассмотреть на примере следующего экспоната — это витраж Теобольда, названный так по имени своего заказчика. Будучи сыном знаменитого рыцаря, он изображен коленопреклоненным в молитве и в полной боевой готовности. Позади молящегося еще один Теобольд – святой покровитель донатора. Витиеватая надпись гласит: «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей».

Тип «Приветственного витража» отражал во многом традиции того или иного семейства. На одном из таких витражей мы видим добропорядочную семейную чету в полном параде и при всех регалиях. Чуть выше забавная сцена пирушки – одного из любимейших способов времяпровождения всех порядочных граждан, а ниже – ставшие уже традиционными гербы семейств.

«Свадебный витраж» снискал славу одного из самых популярных в Швейцарии эпохи Возрождения. Основной идеей было умелое объединение в одной композиции гербов двух супругов. Приводим один из наиболее интересных образцов данной разновидности. Представленные геральдические символы — это «дикий человек» и «золотой лев». И пусть не сразу понимаешь, кто из них кто, но бесспорному обаянию этих мифических существ все же поддаешься.

Ещё одной красивой вариацией на геральдическую тему стал особый тип стеклянных панно под названием «Витраж со знаменосцем». На эрмитажной выставке представлен прекрасный образец подобной композиции – «Знаменосец из Левенталя». Герб долины Левенталь (Элевантин), несомненно, только выигрывает оттого, что его держит бравый рыцарь в полном боевом вооружении, особенно если учесть тот факт, что фигура знаменосца была исполнена по рисунку знаменитого Ганса Гольбейна Младшего.

Настоящим открытием для любителей геральдики может стать «Витраж с гербами». Он является единственным представителем типа расписных стёкол, созданных «по вступлению в должность». Особенно удачна композиция этого витража: 18 ярких небольших гербов удачно обрамляют главную центральную часть, отведенную под изображение поддерживаемой львиными лапами короны и герба Священной Римской Империи.

Благодаря дошедшим до нас витражам, относящимся к так называемому «Крестьянскому типу», мы можем детально представить себе облик новоиспеченной швейцарской буржуазии. Не может не вызвать умиления тот факт, что став состоятельными городскими жителями, эти люди даже не думали забывать о своём простом крестьянском происхождении. В верхнем ярусе представленного витража можно видеть сцены уборки винограда и приготовления вина, что самым красноречивым образом напоминает о происхождении двух важных господ на первом плане. Подтверждением тому служат две сохи на одном из гербов в нижней части композиции. Впрочем, новый статус городского гражданина здесь подчеркивается богатыми парадными костюмами: шляпы со страусовыми перьями, модные и невообразимо пышные штаны «кальсонес», алебарды, меч и кинжал. Надо отметить, что страсть к петушиным костюмам с павлиньими перьями до сих пор не может отпустить швейцарских вояк. Чтобы убедиться в этом окончательно и бесповоротно, достаточно хотя бы взглянуть на парадную форму швейцарских гвардейцев, зорко охраняющих Ватикан в наши дни.

Наконец, особого внимания заслуживает тип «Магистратского» витража, предназначавшегося для украшения ратуш и других официальных зданий. «Магистратский витраж кантона Золотурн» — это своеобразный «геральдический» портрет одного из Швейцарских округов: 19 щитов с гербами и названиями городов кантона расположены вокруг имперского герба с короной и двух зеркально повторенных гербов округа. И пусть у стерегущих эти гербы львов языки как у муравьеда, все равно они весьма милы.

***

В этой статье нам удалось рассмотреть лишь несколько образцов швейцарского искусства витража — остальные же все еще ждут своего зрителя на выставке. Витражи, несомненно, доставят удовольствие тем, кто любит изучать и разглядывать. Неуловимые на первый взгляд детали становятся настоящим открытием при более тщательном рассмотрении. Интересны сюжеты, колористические решения, композиции – все это словно маленький калейдоскоп ушедшей жизни далекой страны и не нашей культуры. Советуем не упускать очень хорошую возможность познакомиться с интереснейшей частью швейцарского искусства и обязательно посетить эту выставку.

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

4 комментария »

  • Ирина пишет:

    Спасибо,после прочтения этой статьи я поняла, что обязательно должна сходить на эту выставку. Чудесные иллюстрации.

    Цитировать
  • Галина пишет:

    Спасибо!!!Замечательная публикация!!!

    Цитировать
  • Oldman пишет:

    К сожалению фотографии не могут передать все прелести витражей. Там свинцовые краски — цвет просто потрясающий! Насыщенный, светящийся. Надо это видеть.

    Цитировать
  • элин пишет:

    Чем дольше живу, чем больше узнаю как много еще интересноего мне еще неизвестно. Особенно интересно становится, когда проецируешь подобную информацию (в данном случае Швейцарии) на события которые происходили на просторах России — все преобретает новые значения и другой смысл.

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: