Главная » Ах Вернисаж!

«Синтетический синдром» в Креативном пространстве ТКАЧИ

2 января 2012 Один комментарий

После годового затишья Креативное пространство ТКАЧИ вновь открыло двери всем желающим приобщиться к современному искусству. Второе рождение ознаменовалось выставкой молодой петербургской художницы Татьяны Ахметгалиевой. Некоторое количество культурных событий на счету ТКАЧЕЙ к этому моменту уже было: в рамках фестиваля «Культурный альянс Пермь – Санкт-Петербург», проходившего в конце 2010 года, здесь выставляли работы пермских фотографов и показывали признанных классиков видеоарта. Тогда же стало ясно: в городе обозначилось еще одно место, где привечают современное искусство.

Здание прядильной фабрики на Обводном, 60 величественно пустовало, пока не попало в тенденцию преобразования брошенных промышленных сооружений в арт-пространства. ТКАЧИ обещают быть многопрофильными. Под крышей бывшей фабрики разместятся люди творческих профессий, заработают кафе и магазины, и, конечно, продолжат проходить выставки. Бесхозное здание из красного кирпича, не лишенное индустриальной красоты, наполнять жизнью стоит, пусть не вполне той, что ему предназначалась исторически и архитектурно. Зато – в духе времени.

Примечательным образом, ткачество, коим раньше на фабрике занимались в промышленных целях, не чуждо ныне выставляющемуся там художнику. Татьяна Ахметгалиева — ткач-визионер, буквально. Она художник, использующий нити для создания образов. Нить в ее руках заменяет кисть, окунутую в краску. Однако Татьяна активно задействует и метафорические возможности материала; оригинальное средство оказывается едва ли не ключевым смыслообразующим элементом.

Тема связи – исключительно важна для этого художника. Будь это утрачиваемая связь с архаическим прошлым, с неведомой и общей для всех родиной, коей была посвящена инсталляция «Стадия куколки». Смысловым акцентом инсталляции являлись покоящиеся подле текстильных полотен клубки шерстяных ниток: ими оканчивалась галерея образов, и обрывалось плетение истории. Иного рода связи — межчеловеческой, вербальной — посвящены работы из проекта «Шепот».

В серии полотен «Синтетический синдром» магистральная для художника тема развернута в ином ракурсе. Нынешние работы проблематизируют отношения современного человека с самим собой. В кромешной тьме выставочного пространства глаз обжигается о ядовитого цвета полотна, на которых флуоресцентными нитками сотканы силуэты неких людей, очертания чьих-то, но скорее ничейных лиц. Образы, созданные художником, лишены глубины и внутренней жизни — намеренно. Они о том, как человека заменяет его оболочка. Не зря перед нами контуры и абрисы, подвергнутые деформациям и двоящиеся.

Силуэт, не успев обрести завершенность, тотчас начинает расползаться, а наметившийся было лик множится, смешиваясь с себе подобным. Удачно найден прием: петли из нитей, повисающие в воздухе, создают ощущение, что изображаемое не может быть удержано, сотканное на глазах распускается. Этот прием делает видимым исчезновение полноты существования. В мире суррогатов ставка делается на первое впечатление: агрессивного цвета холсты ослепляют как вспышка, после которой увиденное теряет четкие очертания и предстает не более чем миражом. Девушка, сосредоточенная на телефоне, любитель музыки, потерявший черты лица – образы, коими насыщен сегодняшний день. Но среди случайных силуэтов затерялась, возможно, ключевая вещь современности: провода от процессора, о которых неизвестно – ведут они к реальности или же уводят от нее.

Выставка сопровождалась видеоработой художницы, в которой она запечатлела поиски собственной идентичности. Видео представляло словно бы ожившую версию полотен – нити, коими автор пытается обвить собственное лицо, выходят из-под контроля и спутываются, образуют петли и узлы. Музыку, сопровождавшую видео и экспозицию в целом, написала берлинская художница Михи Мухина. Индустриальный гул вместе с темнотой выставочного пространства работали на создание нужной атмосферы, так что просмотр «полотен» превращался в участие в поисках, начатых художницей.

Едва ли «синтетический синдром» — тот диагноз, который художник ставит современности. Занятая скорее исследованием собственных ощущений, Татьяна Ахметгалиева нащупала, кажется, меж тем болевые точки сегодняшнего человека в целом. То есть, всеобщие — наши тоже. Иначе откуда тревожные ощущения, пробуждающиеся во время и после выставки…

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Один комментарий »

  • сергей пишет:

    Знал, что можно так делать, но никогда не видел Мне нравится

    Желаю дальнейших успехов !!!

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: