«Синтетический синдром» в Креативном пространстве ТКАЧИ
После годового затишья Креативное пространство ТКАЧИ вновь открыло двери всем желающим приобщиться к современному искусству. Второе рождение ознаменовалось выставкой молодой петербургской художницы Татьяны Ахметгалиевой. Некоторое количество культурных событий на счету ТКАЧЕЙ к этому моменту уже было: в рамках фестиваля «Культурный альянс Пермь – Санкт-Петербург», проходившего в конце 2010 года, здесь выставляли работы пермских фотографов и показывали признанных классиков видеоарта. Тогда же стало ясно: в городе обозначилось еще одно место, где привечают современное искусство.
Здание прядильной фабрики на Обводном, 60 величественно пустовало, пока не попало в тенденцию преобразования брошенных промышленных сооружений в арт-пространства. ТКАЧИ обещают быть многопрофильными. Под крышей бывшей фабрики разместятся люди творческих профессий, заработают кафе и магазины, и, конечно, продолжат проходить выставки. Бесхозное здание из красного кирпича, не лишенное индустриальной красоты, наполнять жизнью стоит, пусть не вполне той, что ему предназначалась исторически и архитектурно. Зато – в духе времени.
Примечательным образом, ткачество, коим раньше на фабрике занимались в промышленных целях, не чуждо ныне выставляющемуся там художнику. Татьяна Ахметгалиева — ткач-визионер, буквально. Она художник, использующий нити для создания образов. Нить в ее руках заменяет кисть, окунутую в краску. Однако Татьяна активно задействует и метафорические возможности материала; оригинальное средство оказывается едва ли не ключевым смыслообразующим элементом.
Тема связи – исключительно важна для этого художника. Будь это утрачиваемая связь с архаическим прошлым, с неведомой и общей для всех родиной, коей была посвящена инсталляция «Стадия куколки». Смысловым акцентом инсталляции являлись покоящиеся подле текстильных полотен клубки шерстяных ниток: ими оканчивалась галерея образов, и обрывалось плетение истории. Иного рода связи — межчеловеческой, вербальной — посвящены работы из проекта «Шепот».
В серии полотен «Синтетический синдром» магистральная для художника тема развернута в ином ракурсе. Нынешние работы проблематизируют отношения современного человека с самим собой. В кромешной тьме выставочного пространства глаз обжигается о ядовитого цвета полотна, на которых флуоресцентными нитками сотканы силуэты неких людей, очертания чьих-то, но скорее ничейных лиц. Образы, созданные художником, лишены глубины и внутренней жизни — намеренно. Они о том, как человека заменяет его оболочка. Не зря перед нами контуры и абрисы, подвергнутые деформациям и двоящиеся.
Силуэт, не успев обрести завершенность, тотчас начинает расползаться, а наметившийся было лик множится, смешиваясь с себе подобным. Удачно найден прием: петли из нитей, повисающие в воздухе, создают ощущение, что изображаемое не может быть удержано, сотканное на глазах распускается. Этот прием делает видимым исчезновение полноты существования. В мире суррогатов ставка делается на первое впечатление: агрессивного цвета холсты ослепляют как вспышка, после которой увиденное теряет четкие очертания и предстает не более чем миражом. Девушка, сосредоточенная на телефоне, любитель музыки, потерявший черты лица – образы, коими насыщен сегодняшний день. Но среди случайных силуэтов затерялась, возможно, ключевая вещь современности: провода от процессора, о которых неизвестно – ведут они к реальности или же уводят от нее.
Выставка сопровождалась видеоработой художницы, в которой она запечатлела поиски собственной идентичности. Видео представляло словно бы ожившую версию полотен – нити, коими автор пытается обвить собственное лицо, выходят из-под контроля и спутываются, образуют петли и узлы. Музыку, сопровождавшую видео и экспозицию в целом, написала берлинская художница Михи Мухина. Индустриальный гул вместе с темнотой выставочного пространства работали на создание нужной атмосферы, так что просмотр «полотен» превращался в участие в поисках, начатых художницей.
Едва ли «синтетический синдром» — тот диагноз, который художник ставит современности. Занятая скорее исследованием собственных ощущений, Татьяна Ахметгалиева нащупала, кажется, меж тем болевые точки сегодняшнего человека в целом. То есть, всеобщие — наши тоже. Иначе откуда тревожные ощущения, пробуждающиеся во время и после выставки…
© проект SpbStarosti
Знал, что можно так делать, но никогда не видел Мне нравится
Желаю дальнейших успехов !!!
Оставить комментарий или два