Хорошо забытый старый пикториализм
В Санкт-Петербурге невероятное количество музеев и выставочных пространств. Вряд ли горожанин успел побывать в каждом из них, если только не по долгу службы. И даже такой крупный центр как РОСФОТО не на слуху. Тем не менее, там проводятся прекрасные выставки фотографии и современных видов визуального искусства числом около 50 штук за год. Происходит это в здании, построенном в начале ХХ века на Большой Морской улице под номером 35.
Фото здания на Большой Морской, 35
Источник: citywalls.ru
Сейчас, например, в РОСФОТО проходит выставка «Современный русский пикториализм», которая обещает продлиться до 3 апреля. Экая неожиданность — взял да ожил вид искусства, зачатый в девятнадцатом столетии, да потухший в начале двадцатого. А появился он вовсе не в России. Первые фото клубы, в которых начинались пикториальные эксперименты с фотографией, были известны в Америке и Англии. Вот как это произошло: фотография становилась все более популярной, и ее восторженные почитатели задумали вывести сие ремесло на новый уровень. Искусство изобразительное и литература, совсем недавно пережившие эпоху романтизма, текущее направление импрессионизма в живописи, а также плоды стараний товарищества прерафаэлитов диктовали свое понимание прекрасного. В фаворе были слегка размытые образы человеческой фигуры, спокойные, несколько отстраненные черты лица, поросшие мхами древние развалины — все это как бы окутано туманом не то таинственности, не то погодных условий Альбиона. Конечно, шедевры пикториалистов вторили живописи. Да и создавались они по законам ее великой. Только «картины» писались светом.
Камиль Писсарро
Церковь и поместье в Эраньи
1890
Офорт
Париж. Частное собрание
Жорж Сёра
Сидящий мальчик в соломенной шляпе
Около 1883—1884
Соус на бумаге
Художественная галерея Йельского университета
Нью-Хейвен
Таинственное искусство фотографии вряд ли когда-нибудь сможет поспорить с живописью, но оно, безусловно, завораживает. Сам процесс «светописи» — уже волшебство. Фотографии этой тематической выставки не перегружены деталями, они как образы, как мысли или сны. Современные фотохудожники Петербурга продолжают развивать технологии, связанные с пленкой, проявкой. Особенности ручной печати делают каждый экспонат выставки произведением искусства, буквально неповторимым. Их можно разглядывать подолгу, они проникают в душу… Или наоборот: это мы рассматриваем свой внутренний мир в них, как в окне. Один из пейзажей долго не отпускает взгляд, а, отпустив, заставляет не раз к нему возвращаться. Художественная фотография – удивительное явление. Особенно приятно наблюдать воскрешенные технологии, успевшие скрыться за слоями времени под тоннами продуктов развития человечества и пиксельного мусора, в котором так легко потерять нюх к искусству.
© проект SpbStarosti
Сысоев Артемий. Оттепель
Источник: rosfoto.org
Заруцкая Наталья. Корзина и холодильник
Источник: rosfoto.org
Заруцкая Наталья. Мост
Источник: rosfoto.org
Людмила Тоболина. Кухня
Источник: rosfoto.org
Людмила Тоболина. Дама у окна
Источник: rosfoto.org
Людмила Тоболина. Визит дамы
Источник: rosfoto.org
Алла Полетаева. Сети
Источник: rosfoto.org
Алла Полетаева. Солнечный ветер
Источник: rosfoto.org
Людмила Тоболина. Автопортрет в интерьере
Источник: rosfoto.org
Мадина Астахова. Из цикла
Источник: rosfoto.org
Очень трогательно и романтично! Как этого не хватает современной жизни...
Оставить комментарий или два