Главная » Featured

«85. Автобус и его история»

21 сентября 2011 Комментариев нет

Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ГУП «Пассажиравтотранс»

Выставка
«85. Автобус и его история»
26 сентября—25 октября 2011 года

26 сентября 2011 года в Петропавловской крепости будет отмечаться 85-летие регулярного автобусного движения в Ленинграде – Петербурге. В честь юбилея в 12.00 из сигнальных орудий Петропавловской крепости будет произведен полуденный выстрел. А в 12.20 в Иоанновском равелине Петропавловской крепости откроется выставка «85. Автобус и его история». Это совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и ГУП «Пассажиравтотранс». Об истории развития автобусного транспорта в северной столице расскажут более 100 экспонатов.


Автобус Скания
Фотография ГМИ СПб

Первые автобусы на улицах Петербурга появились в начале ХХ века. Однако многие из основанных в 1907—1910 годах компаний быстро разорялись, не выдерживая конкуренции с более дешевыми видами транспорта – электрическим трамваем и речными пароходами. В 1910-х годах Городская дума выступила с предложением о создании муниципального автобусного предприятия. В июне 1914 года были выделены средства на закупку машин. Однако начало Первой мировой войны перечеркнуло все планы по организации массового автобусного движения и к концу 1914 года все автобусные маршруты были закрыты.

Открыто автобусное движение в Ленинграде было только через 12 лет. В 1926 году начал работу первый автобусный маршрут Детскосельский (Витебский) вокзал – сад Трудящихся (Александровский). Эта дата является своеобразной точкой отсчета развития городского автобусного сообщения, и, одновременно, существования первого в Ленинграде автобусного предприятия, традиции которого в XXI веке продолжает СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Горожане полюбили новый вид транспорта и стали охотно пользоваться услугами автобуса. До начала 1930-х годов на улицах Ленинграда курсировали автобусы иностранного производства: «Фомаг», «Лейланд», «Спа». С момента создания отечественной автомобильной промышленности их сменили автобусы марок АМО-4, ГАЗ-03-30, Я-6, ЯА-2, ЗИС-8, ЗИС- 6, ЗИС-16, созданные на заводах в Ленинграде, Москве, Ярославле.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть ленинградских автобусов была переведена в действующую армию. Оставшиеся машины перевозили воинские подразделения, осуществляли эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда. В частности, с открытием Ладожской ледовой трассы за первую блокадную зиму автобусники вывезли на Большую землю более 200 тыс. горожан.


Б.В. Зырин
Первый автобус на улицах Ленинграда
1948 г. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб

Возобновлено автобусное движение было в августе 1945 года. В послевоенный период на улицах Ленинграда появились новые модели автобусов Л-1, Л-2, «Люкс», Л-3 с «вагонной» компоновкой кузова, выпущенные Авторемонтным заводом Автотранспортного управления Ленсовета. У этих моделей двигатель уже не выносился вперед, как это было у более ранних машин. С 1947 года и до начала 1960-х годов основными перевозчиками на автобусных маршрутах города стали автобусы семейства «ЗИС». Позднее их сменили машины Ликинского и Львовского автозаводов ЛАЗ и ЛИаЗ, затем в 1970—1980-е годы — венгерские «Икарусы», и, наконец, в последнее время — современные автобусы марок «Икарус» , «Scania Omnilink», «МАН», «Волжанин», «ЛиАЗ», «МАЗ», «НефАЗ».

Однако менялись не только модели автобусов. Постоянно расширялась маршрутная сеть, развивались междугородние и пригородные перевозки. Менялись тарифы и системы оплаты проезда, системы навигации и т.д.


Транспортный поток на углу Садовой улицы и Невского проспекта
1957 г. Фотография ГМИ СПб

О том, как это было напомнит выставка в Петропавловской крепости.

Представленные в экспозиции более 20 масштабных моделей автобусов и фотографии 1930-х — 2000-х годов продемонстрируют эволюцию автобусного транспорта в Ленинграде-Петербурге на протяжении 85 лет. Здесь можно будет увидеть изображения первых отечественных автобусов, знаменитых «львовских» автобусов и венгерских «Икарусов», в свое время являвшихся неотъемлемой частью городской среды Ленинграда.

Дополнят этот ряд произведения живописи и графики, запечатлевшие повседневную жизнь города и горожан, одним из атрибутов которой был ленинградский-петербургский автобус. Среди них работы Н. М. Быльева-Протопопова «Кондуктор, получи!» (1958), Б. Н. Ермолаева «Посадка в автобус» (1947), Б. В. Зырина «Первый автобус на улицах Ленинграда» (1948), плакат «Случай в автобусе» из серии «Боевой карандаш» и др.

Бесперебойную работу автобусного транспорта обеспечивала широкая инфраструктура, объединявшая автобусные парки, автовокзалы, автостанции и т.п. На выставке будут демонстрироваться оригинальные проекты типовой автобусной станции (1950-е, арх. Т. М. Шапиро), авторефюжа (1960-е, арх. Г. П. Морозов), Южного автобусного вокзала на пересечении Дунайского пр. и ул. Ленсовета (1990, арх. О. Г. Кравцов, М. П. Антонов, Б. Г. Костыгов, неосуществленный проект) и др. А также фоторепортажи с открытия автовокзалов на площади Мира (ныне Сенная площадь) в 1957 году и на Обводном канале в 1963 году.


Автобусы ЛАЗ-695 на улицах города
Начало 1960-х гг. Фотография. ГМИ СПб

В состав экспозиции войдут и экспонаты, связанные с контролем и регулированием пассажиропотока: указательные таблицы автобусных остановок, маршрутные автобусные указатели, компостеры, билетные кассы, образцы билетов и др. Все эти предметы напомнят о совсем недавнем прошлом городского транспорта – поездках без кондуктора, проездных талонах, самоконтроле пассажиров, первых скоростных маршрутах. Также на выставке можно будет увидеть форму водителя автобуса 1980-х годов и сумку кондуктора 1960—1970-х годов.

Отдельный раздел выставки рассказывает о коллективе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», о людях, чей труд обеспечивает ежедневную работу этого популярного вида городского транспорта.

К выставке выпущен буклет

Пресс-служба ГМИ СПб:
т. (812) 498 05 03,
e-mail:spbmuseum.ru,
www.spbmuseum.ru

Пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
Татьяна Клепикова
т.3317048
pressa@avtobus.spb.ru

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: