Главная » Headline

Кратер краснофигурный: Посейдон и Амимона. Мастер Ахилла

22 апреля 2012 Комментариев нет

«Амимона! — сказал Нептун: — подай мне трезубец!»
Дева, горя от стыда, дернула ловкой рукой.
Чудо! вслед за зубцами железными почва сухая
Чистых, как горный кристалл, три извергает ключа.

Афанасий Фет


Кратер краснофигурный: Посейдон и Амимона
Мастер Ахилла
Глина, краснофигурная роспись
Около 460 г. до н.э.
Государственный Эрмитаж

«Мастер Ахилла» (V век до н.э.) – простота и благородство греческой классики

V век до н.э. — эпоха наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Созданные в это время произведения искусства принято называть классическими, или образцовыми. Дух высокого гражданского самосознания древних эллинов, вызванный тогда победой над персами, нашел свое воплощение в скульптуре и росписи ваз, где человек предстает во всем своем физическом и нравственном совершенстве: его поза передана свободно и непринужденно, а лицо всегда невозмутимо и идеально прекрасно. Мифы о богах, подобных человеку, и о героях, подобных богам, составляли главную содержательную основу всего древнегреческого искусства. Особенно богатый материал для изучения культуры того времени дают вазы — над их созданием трудились, как правило, гончар и художник, имена которых известны только в том случае, если они подписали свои изделия. Большинство же древнегреческих ваз остаются безымянными, и тогда ученые группируют их на основе похожих стилистических признаков, называя мастера условно, например, по самому распространенному в его творчестве мотиву. Так произошло с «Мастером Ахилла», под именем которого значится сегодня около трехсот стилистически похожих сосудов, среди которых самый известный – амфора с изображением Ахилла из Ватиканского музея. В Эрмитаже также есть несколько интересных ваз, приписываемых этому мастеру, в том числе и кратер с мифом об Амимоне и Посейдоне.


Амфора с изображением Ахилла
Мастер Ахилла
Глина, краснофигурная роспись
Около 475-425 гг. до н.э.
Григорианский Этрусский музей, Ватикан

Кратер краснофигурный: Посейдон и Амимона (ок. 460 года до н.э.) в собрании Эрмитажа

Считается, что эта ваза была создана в Аттике – в юго-восточной области Греции, где две с половиной тысячи лет назад существовало развитое производство керамических изделий с особенным, присущим именно этому региону стилем, о котором римлянин Флавий Филострат писал, что «его красота состоит в отсутствии прикрас». Первое упоминание об этой вазе в Новое время относится к XIX веку – она находилась тогда в Риме в коллекции врача и антиквара Пиццати. В 1834 году по велению императора Николая I у этого коллекционера было приобретено свыше тысячи античных ваз, которые находились первое время в петербургской Академии Художеств. К открытию Императорского публичного музея в 1852 году эти вазы были переданы в Эрмитаж.


Виды залов Нового Эрмитажа. Зал греко-этрусских ваз
К. А. Ухтомский
Бумага, акварель
Середина XIX века
Государственный Эрмитаж

«Видят, — наполнен кратер, вино подливается кем-то!»

В древности существовала широкая классификация сосудов, где каждый имел свою форму, название и функцию. Кратер предназначался для смешивания воды и вина. Греки не пили вино неразбавленным – это считалось проявлением дикости – они смешивали его с водой наполовину или на две трети. Кратер представляет собой, как правило, вместительный сосуд с широкой горловиной и двумя ручками по бокам. Как и вся культура древних эллинов, он прошел своеобразную эволюцию развития: более ранние по форме кратеры похожи на большие котлы, сужающиеся кверху, и образующие «плечики» с двумя вертикальными ручками. Наш кратер относится к более поздней разновидности сосуда: он напоминает перевернутый колокол на ножке с двумя вертикальными ручками внизу. Эта форма отличается особенно элегантным силуэтом и изысканной профилировкой частей.


Античные кратеры:
1 – кратер с волютообразными ручками
2 – келеба
3 – колокообразный апулийский кратер

«Чудо! вслед за зубцами железными почва сухая чистых, как горный кристалл, три извергает ключа»

Властитель морей Посейдон (у римлян Нептун) был почитаем по всей территории Греции, и во многих городах считался главным божеством. Один из мифов рассказывает, как однажды жители города Аргос решили отдать первенство в поклонении не ему, а богине Гере, и тогда Посейдон, оскорбившись, лишил их воды. Царь Аргоса по имени Данай отправил своих дочерей на поиски пресного источника, и во время долгих скитаний одна из них – Амимона – подверглась в лесу домогательствам Сатира. Посейдон же, увидев насколько прекрасна царская дочь, и сам воспылав к ней страстью, спас ее от лесного демона. В благодарность за любовь девушки он ударом трезубца заставил бить ключ из скалы, и этот живительный источник был назван в честь Амимоны (впоследствии его стали называть Лернейским – по местонахождению в области Лерна). В иносказательном смысле пресный родник Амимоны впадает в море и смешивается с водами Посейдона так, словно это прозрачная питьевая вода, которая смешивается в кратере с темным вином. Таким образом, получается, что изображенный на вазе сюжет созвучен ее функциональному предназначению.


Лекиф: Посейдон и Амимона
Вазописец фиал
Глина, краснофигурная роспись
440 год до н.э.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Амимона! — сказал Нептун: — подай мне трезубец!»

Обычно эта история изображалась на вазах как сцена преследования девушки богом. Здесь «Мастер Ахилла» использует крайне лаконичные, но весьма выразительные приемы для достижения максимально гармоничной и уравновешенной композиции. Прежде всего, фигуры расположены вне конкретного времени и пространства, а границы действия обозначены лишь двумя орнаментальными лентами сверху и снизу, которые, кстати сказать, ведут свою историю еще из глубокой древности, и внешне напоминают морские волны – царство все того же Посейдона. Динамика и свобода движения тел передана благодаря широко раскинутым рукам и ногам, но при этом присутствует и некоторая архаичность: ноги фигур показаны в профиль, плечи в фас, лицо снова в профиль, а глаза — фронтально. Таким образом, создается внутренняя связь между персонажами, которая выражается в поворотах, жестах, взглядах. В сцене присутствует и драматический накал: Амимона явно испугана, но Посейдон стремится остановить ее и успокоить. Атрибуты героев помогают выявить смысл изображенного события: трезубец – неотъемлемый спутник Посейдона, венок на голове Амимоны – знак ее царского происхождения, а гидрия (сосуд для воды) в ее руках – намек на историю с источником.


Кратер краснофигурный: Посейдон и Амимона (фрагмент)
Мастер Ахилла
Глина, краснофигурная роспись
Около 460 г. до н.э.
Государственный Эрмитаж

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: