Главная » Headline

Ларец-комодик в стиле Людовика XV. Мастерская Фаберже

25 марта 2012 Комментариев нет

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Иван Крылов


Ларец-комодик в стиле Людовика XV
Мастерская Карла Фаберже
до 1899 года
Карельская береза, бархат, стекло, серебро
Государственный музей-заповедник «Павловск»

Фирма Фаберже – «поставщик Высочайшего Двора»

Началом всемирно известной фирмы послужила некогда скромная мастерская осевшего в Петербурге француза Густава Фаберже, который производил тогда довольно неуклюжие изделия с камнями и эмалями. Когда в дело вступил его сын Карл Фаберже, получивший хорошее художественное образование, семейный бизнес превратился в большое предприятие с филиалами в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне и главным зданием в Петербурге на Большой Морской, 24. Все изделия фирмы, будь то ювелирные украшения или предметы быта, отличает особая изысканность, утонченность и гармоничное сочетание драгоценных материалов. У Карла Фаберже палитра камней была настолько разнообразна, что его еще до сих пор никто в этом не превзошел. Получив золотую медаль на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году, Фаберже стал знаменитостью, а с 1885 года он поставщик Высочайшего Двора. Однажды ювелир заметил свое принципиальное отличие от конкурентов: «Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов».


Фотография Карла Фаберже за работой
снята Хьюго Оубергом
около 1905 года

Ларец-комодик (1899) в собрании ГМЗ Павловск

Поскольку петербургское отделение фирмы как раз ориентировалось на потребности царского двора, то именно сюда и обратились «верноподданнейшие» оренбургские казачки, чтобы заказать ларец в подарок императрице Александре Федоровне – супруге Николая II. Подаренный оренбурженками ларец некогда украшал личные апартаменты императрицы в Александровском дворце Царского Села. На фотографии Палисандровой комнаты того времени можно разглядеть этот ларец — очевидно, что подарок не был забыт и постоянно находился при хозяйке. После революционных событий октября 1917 года в Александровском дворце была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни последнего российского самодержца. Позднее здесь разместился дом отдыха НКВД и детский дом. В 1941—1945 годах многие памятники были уничтожены во время фашисткой оккупации, но ларец чудом уцелел, и вновь появился в послевоенных описях 1956 года, когда его из Царского Села отправили на хранение в Павловский дворец-музей, где он и числится до сих пор.


Палисандровая гостиная императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце Царского Села
Фотография начала ХХ века

Стиль Людовика XV в интерпретации ювелира Фаберже

В произведениях Фаберже воплотилось стремление к изучению лучших периодов истории искусства, к живому воплощению старых форм и умению найти новые способы их применения. Фаберже работал в самых разнообразных художественных направлениях, среди которых наиболее выразительное свое выражение получил стиль Людовика XV, совпадавший некогда с эпохой правления этого французского короля: 1715—1774. Как раз в это время во Франции стали популярны оригинальные «пузатые» комоды, получившие любопытное название «бомбэ» (от франц. bombé – «пузатый»). Ларец императрицы Александры Федоровны очень напоминает по своей форме такой комод. Но его певучий криволинейный орнамент – это, скорее, влияние модерна — любимого стиля императрицы. В итоге получился уникальный предмет в истинном вкусе Фаберже, где тонкая игра стилей соседствует с виртуозностью исполнения и оригинальностью замысла.


Комод в стиле Людовика XV
с гравюры XIX века

«Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался»

Внешне ларец, действительно, напоминает комод, украшенный замысловатыми серебряными накладками в стиле рококо. Орнаменты из серебра исполнены с непревзойденным мастерством, а качество сплава 88 пробы говорит само за себя: Фаберже никогда не экономил на материалах. Плюс ко всему к выбору древесины он тоже относится очень трепетно – ларец выполнен из карельской березы, которая отличается особенной прочностью и долговечностью. Причудливая текстура этого дерева напоминает мрамор, а палитра его золотистых оттенков поражает своим многообразием. На Руси карельскую березу так и называли – Царское дерево. На крышке ларца из «царского дерева» видна накладная композиция по синему стеклу из воинских атрибутов и знаменитой казачьей папахи. На внутренней стороне крышки ларца располагается серебряная пластина с гравированной надписью: «Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне верноподданейшия и беспредельно преданныя оренбургския казачки». Внутри ларец обит голубым плюшем, и он, конечно же не был преподнесен императрице пустым.


Ларец-комодик в стиле Людовика XV (фрагмент)
Мастерская Карла Фаберже
до 1899 года
Карельская береза, бархат, стекло, серебро
Государственный музей-заповедник «Павловск»

Что хранил ларец?

«Беспредельно преданныя» императрице оренбурженки преподнесли в ларце то, что умели делать лучше всего — редчайшую белую шаль, связанную из шерсти, уникальную по качеству работы, тонкости и размеру (3 на 3 метра). Легкие, ажурные, словно паутинка, оренбургские шали всегда поражали своей красотой и тонкостью: их можно было протащить сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца. Переняв это рукоделие у кочующих калмыков, оренбургские казачки довели его до совершенства. Особенный расцвет производства шалей в Оренбурге наступил на рубеже XIX и ХХ веков, когда в город приехал новый атаман Владимир Иванович Ершов и его супруга Елена Михайловна, которая взяла под свое покровительство это искусство. Ершова присутствовала на бракосочетании наследника престола Николая Александровича и принцессы Алисы Гессен-Дармштадской в 1894 году, после чего решила сделать достойный подарок от оренбургских казачек. Знавшая толк в этих изделиях, она лично выбрала шаль для императрицы. Платок был связан из чистого пуха без примесей, весил не более 80 граммов, и отличался идеально ровным белым цветом, который символизирует чистоту, примирение и покой. Такие оренбургские платки особенно ценились в императорской семье, так что Александре Федоровне этот подарок, наверняка, пришелся по душе.


Оренбургские пуховницы
скульптор Н.Г. Петина
1972 год

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: