Главная » Headline

«Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье». Иван Вишняков

19 февраля 2012 2 комментария

Ожесточается дворянство и народ.
Брегися, государь, жестоких ты погод!
В тебе твоя одном осталась оборона:
Валится со главы уже твоей корона.

Александр Сумароков


Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье
И. Я. Вишняков
1741 — 1746 годы
Холст, масло
Государственный Русский Музей

Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761): «наипаче может писать персоны с натурального»

Сведений о жизни Ивана Вишнякова известно крайне мало, не дошло до нас даже его портрета, который мог бы хоть как-то раскрыть личность этого художника, хотя по иронии судьбы сам он известен именно как портретист. На сегодняшний день мы имеем буквально несколько не подписанных и не датированных портретов, которые заставили исследователей изрядно поломать над ними голову. Иван Вишняков не учился за границей, не умел писать так же живо и непосредственно, как многие европейские мастера того времени, но зато его собственное восприятие законов рококо, помноженное на древнюю допетровскую живописную традицию, и определило его очень самобытный творческий почерк. Лишенные какой бы то ни было надуманности и приторности, портреты Вишнякова таят в себе глубоко поэтичное отношение к модели, а его живописная техника парадоксально примитивна и прогрессивна в одно и то же время.


Портрет Сары Фермор
И. Я. Вишняков
1749 год
Холст, масло
Государственный Русский Музей

«Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье» (1741—1746) в собрании Русского Музея

Портрет не подписан, и впервые выставлялся на исторической выставке 1870 года без упоминания автора. Одно время хранился в Романовской галерее Зимнего дворца, откуда в 1911 году и поступил в Музей Александра III (ныне Государственный Русский музей). Некоторые исследователи ХХ века пытались установить автора произведения, но окончательную точку в этом вопросе поставила Т.В. Ильина, опубликовавшая в 1979 году исследование картины в рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, микроскопические и химические анализы полотна. На основе полученных данных она сделала вывод о том, что «холст портрета, характер грунта, расположение цветовых пятен, лепка формы лица, рук, платья, кружев» идентичны двум подписным работам Ивана Вишнякова.


Парные портреты Ксении и Николая Тишининых,
подписанные И. Я. Вишняковым
1755 год
Холст, масло
Рыбинский историко-художественный музей

«Убогое правление» Анны Леопольдовны (1718—1746)

Историю Анны Леопольдовны лучше начать издалека: у царя Петра I Алексеевича был брат Иоанн Алексеевич, вместе с которым они и правили первое время до кончины последнего. Поскольку Петр Великий так и не оставил своих прямых законных наследников, то управлять империей пришлось потомкам его брата. Племянница Петра Анна Иоанновна оказалась на престоле в 1730 году, а Анна Леопольдовна была дочерью ее сестры Екатерины Иоанновны. Выдав племянницу замуж за иноземного принца Антона Ульриха Брауншвейгского, Анна Иоанновна назначила своим преемником их сына — Иоанна VI Антоновича. После смерти императрицы в 1740 году маленькому императору было всего два месяца, поэтому обязанности регента при нем приходилось исполнять его матери — Анне Леопольдовне. Государственные дела очень тяготили ее беспечную и флегматичную натуру, поэтому такое слабое регентство быстро завершилось пришествием на престол дочери Петра Великого Елизаветы 25 ноября 1741 года. Фельдмаршал Миних – доверенное лицо бывшей регентши — оставил о ней любопытное наблюдение: «она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идучи к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично». Кажется, примерно то же самое сумел передать и Иван Вишняков, но уже более наглядным языком живописи.


Портрет Анны Леопольдовны правительницей
Луи Каравакк (?)
между 1733 — 1740 годами
Холст, масло
Государственный Русский Музей

«В тебе твоя одном осталась оборона: валится со главы уже твоей корона»

Как и все творчество Вишнякова, портрет интересен своими контрастами. Так, например, оранжевое платье, прозрачная косынка на плечах и белая повязка на голове написаны художником очень свободно, смелыми и длинными мазками, с прекрасной передачей фактуры тканей. Но с другой стороны, из-за того что фигура максимально приближена к переднему плану и занимает практически все пространство картины, создается впечатление, что она словно распластана на поверхности хоста. Ярким контрастом по отношению к плоскостной фигуре выступает объемное лицо. Здесь Вишняков уже не пользуется своей размашистой кистью, а притирает краску пальцем, «лепит» лицо будто скульптуру, особенно подчеркивая значение выразительных карих глаз. Руки Анны привлекают внимание необычным вывертом мизинцев, что не соответствует анатомии человека, но подразумевает женственность и изящество эпохи. Поза ее спокойна, не лишена величавости, хотя никакой внешне выраженной торжественности в ней нет. Сидящая в черном кресле с золотой окантовкой Анна Леопольдовна немного застыла, отчужденна и неулыбчива. Этот портрет сложно отнести к официальному типу изображения, поскольку отразившаяся здесь нелюбовь модели к парадным формальностям в таком случае была бы недопустима. Известно, что в короткий период ее правления с 1740 по 1741 год Вишняков писал несколько портретов регентши, среди которых оказался и этот.


Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье (фрагмент) и снимок с рентгенограммы
И. Я Вишняков
Государственный Русский Музей

Тайна, покрытая лаком

Быстро сменившееся положение Анны Леопольдовны повлекло за собой определенные последствия. Елизавета Петровна не препятствовала завершению портрета, но о сохранении его первоначального замысла не могло быть и речи. На рентгенограмме этой картины прослеживаются некоторые изменения, сделанные Вишняковым после воцарения Елизаветы. Прежде всего, на плечах изначально не было косынки, а вместо нее — цепь с медальоном. Правая рука поднималась к вороту, а левая обнимала ребенка — того самого несчастного Иоанна Антоновича, который потом всю свою жизнь провел в заточении и погиб при невыясненных обстоятельствах в крепости Шлиссельбург в 1764 году. Судьба сыграла с ним злую шутку не только в жизни, но и на этом портрете. Рожденный стать императором, но вычеркнутый из истории и записанный художником по велению Елизаветы, неугодный Иоанн Антонович до сих пор еле-еле проглядывает на этой картине, а его выразительное большеглазое лицо отчетливо проступает на рентгеновском снимке.


Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье (фрагмент) и снимок с рентгенограммы
И. Я Вишняков
Государственный Русский Музей

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

2 комментария »

  • egul пишет:

    Спасибо! Интереснейшее изыскание.

    Вероятно, и то, что не было школы, как ни парадоксально, пошло на пользу полотнам — появилась естественность отображения. А такое всегда нужно, не всем же идти по каноническому пути.

    Цитировать
  • Елена пишет:

    поразительный портрет!..

    даже мурашки по коже пошли, когда увидела рентгеновский снимок лица мальчика, рождённого быть императором...тайна, покрытая лаком!

    спасибо за рассказ, обстоятельный, интересный...!

    спасибо за исторический экскурс...

    спасибо!

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: