«Портрет Елизаветы Петровны». Вигилиус Эриксен
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.
Михаил Ломоносов
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Вигилиус Эриксен
1757 год
Холст, масло
ГМЗ Царское Село
Вигилиус Эриксен (1722—1782) – датчанин на службе русского двора
Художник Вигилиус Эриксен родился в Дании, учился живописи в Копенгагене, в начале и конце творческого пути жил на родине, но свои лучшие произведения ему было суждено написать в России. С 1766 года при Екатерине Великой Эриксен занимал должность придворного живописца, создавая искусные портреты, как самой императрицы, так и представителей русской знати. И хотя картины этого мастера стоили очень дорого, да и сам он был в большом почете при дворе, но жить в России вечно, по всей видимости, не собирался, и поэтому в 1772 году отчалил на родину. А приехал Вигилиус Эриксен в Петербург за пятнадцать лет до того, еще в бытность Елизаветы Петровны, в 1757 году, и в тот же год написал портрет прекраснейшей из всех императриц.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз
Вигилиус Эриксен
около 1758 года
Холст, масло
Государственный Эрмитаж
Портрет Елизаветы Петровны (1757) в собрании ГМЗ «Царское Село»
Один из современников по имени Якоб Штелин рассказывает любопытную историю создания этого портрета, согласно которой Эриксен в 1757 году присутствовал на публичном обеде в честь кавалеров ордена Андрея Первозванного, где и увидел императрицу. Далее «он встал напротив, долго смотрел на ее величество, и дома тотчас набросал портрет, который имел большое сходство». Очевидец также сообщает, что «позднее портрет забрали ко двору и вернули обратно со словами, что ее величество однажды хотела бы видеть художника для завершения последнего». Таким образом, получается, что Эриксен набросал всего лишь эскиз, который чрезвычайно понравился императрице, и она дала художнику позднее несколько сеансов. Получившийся в итоге портрет находится сегодня в собрании Государственного Музея-Заповедника «Царское Село» и является единственным прижизненным изображением Елизаветы в коллекции музея.
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
Е. Е. Лансере
1905 год
Бумага на картоне, гуашь
Государственная Третьяковская Галерея
Елизавета I (1709—1761) – «Великая Петрова дщерь»
Елизавета родилась в год Полтавской победы – 1709, и была она дочерью Петра Великого и Марты Скавронской (впоследствии императрицы Екатерины I). Уже с детства она отличалась особенной красотой, и ей прочили замужество за французским королем Людовиком XV, однако тот факт, что цесаревна родилась до официального брака родителей, очень сильно смущал династию Бурбонов, да и не знали они тогда, что судьба уготовила Елизавете гораздо лучшую долю – самодержицы всероссийской. После смерти Петра Великого и чехарды довольно слабых и непопулярных правителей, восшествие ее на престол в 1741 году было связано с определенными надеждами на продолжение политики ее прославленного родителя, и надо сказать, что надежды эти Елизавета не обманула. Ей было 32 года, когда она оказалась у власти, и ее женская привлекательность, грациозность и жизнерадостность по-прежнему оставались при ней.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз
Вигилиус Эриксен
около 1758 года
Холст, масло
Государственный Эрмитаж
«Своенравная русская барыня…, не спускавшая глаз с самой себя»
Так иронично и метко характеризует личность Елизаветы историк Ключевский, хотя в его остроумных оценках есть некоторая доля предвзятости. Да, «прекрасная Елисавет» слыла прожигательницей жизни, любительницей нарядов, искусницей в танцах, но она была далеко не глупа, имела проницательный ум, и все решения, касающиеся интересов государства, принимала чрезвычайно осторожно. Елизавета была вовсе не так проста и легкомысленна, какой хотела иногда казаться. Но рассуждать обо всем этом, находясь у портрета Эриксена, нам не приходится, поскольку художник создает не столько изображение правительницы огромной империи, сколько образ красивой и утонченной женщины. Портрет полупарадный, и здесь нет того огромного набора регалий, который присущ парадным изображениям, но зато отсутствие лишнего официоза сообщает ему некоторую теплоту и задушевность. Императрица усыпана бриллиантами, но меру в них она знает – чувство стиля и элегантности всегда при ней. Малая корона на голове, серьги, звезда и знак ордена Андрея Первозванного – все это создает драгоценную огранку ее красоте. Декольте императрицы украшает так называемый пластрон – ювелирное изделие тончайшей работы модного в то время мастера Иеремии Позье. Роскошь и богатство тканей можно оценить, глядя на одно из платьев Елизаветы, коих было у нее превеликое множество. В руках она изящно держит веер, разворот фигуры грациозен, кожа бела, на щеках легкий румянец, лента в волосах подобрана к цвету глаз – иными словами, все в этом портрете говорит о той изысканности и утонченности, которую так часто подчеркивают в Елизавете ее современники. Эриксен, безусловно, не психолог, но он наблюдателен, и он воспевает все то лучшее, что есть в его модели. Конечно, такой портрет не мог не понравиться 47-летней моднице-императрице.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент)
Вигилиус Эриксен
1757 год
Холст, масло
ГМЗ Царское Село
Секреты волшебной кисти
Оценив особенности внешнего облика Елизаветы Петровны, стоит теперь обратить внимание, какими же средствами художник создает этот образ, тем более что с живописной точки зрения портрет выполнен на самом высоком профессиональном уровне. Весь этот блеск драгоценных камней, фактура роскошных тканей, тончайшие переливы муаровой ленты написаны очень легко, виртуозно и, главное, эмоционально. Складки платья Эриксен дает сочными широкими мазками, в то время как тончайшее кружево кажется полупрозрачным благодаря легким и едва заметным прикосновениям кисти. Считается, что именно манера Эриксена и его высокая живописная техника повлияли на становление такого значительного русского портретиста XVIII века как Федор Рокотов.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент)
Вигилиус Эриксен
1757 год
Холст, масло
ГМЗ Царское Село
© проект SpbStarosti
благодарю за великолепный материал!..с удовольствием прочитала и посмотрела
К сожалению, я так и не разглядела пластрон. А статья замечательная.
Оставить комментарий или два
Читайте в журнале
Журнал Петербургские старости является Интернет-изданием, где публикуются авторские материалы об истории Петербурга, его искусстве и культурных традициях.
Почитать подробнее о журнале и его рубриках...
Календарь
Архивы
Рубрики
Как получать обновления...