Главная » Headline

«Портрет некоторой знатной особы». Мастерская Михаила Ломоносова

29 января 2012 Один комментарий

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Михаил Ломоносов


Мозаичная мастерская М. В. Ломоносова
Портрет графа П. И. Шувалова
с оригинала неизвестного художника середины XVIII века
Санкт-Петербург; с. Усть-Рудица (Копорский уезд)
1758 год
Смальта, мозаика римская; медный ковчег
Государственный Эрмитаж

«Северный Леонардо» Михайло Ломоносов (1711—1765)

Михаил Васильевич Ломоносов, истинный сын просвещенного XVIII века, внес небывалый вклад в развитие самых разных наук и искусств, что по праву заслуживает сравнения с величайшим гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Говорить о «возрождении» особенно уместно в деле мозаичного искусства, потому что Ломоносов в буквальном смысле «возродил» уникальную технику Древней Руси, пришедшую в киевские храмы еще из Византии сразу после принятия христианства, но к XVIII веку давно утраченную и позабытую. В Риме мозаичное дело продолжало существовать, но секреты его хранились в строжайшей тайне. Однажды привезенные современником из Италии образцы флорентийской мозаики вдохновили Ломоносова на собственные опыты. В результате он получил более двух тысяч оттенков цветного стекла, которые оказались намного богаче, ярче и красочнее итальянских.


Неизвестный художник
Портрет М. В. Ломоносова
копия с портрета Г. К. Преппера
вторая половина XVIII века
Холст, масло
Государственный Эрмитаж

«Портрет некоторой знатной особы» (1758) в собрании Эрмитажа

Заново открыв древний секрет, Ломоносов обратился в Сенат: «Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол». Прошение было удовлетворено, и фабрику построили недалеко от Ораниенбаума, на берегу речки Рудицы – там же и был набран «Портрет некоторой знатной особы» в 1758 году. Мозаичный портрет создан по живописному оригиналу неизвестного художника XVIII века, что хранится ныне в собрании Русского музея. Оба портрета до Октябрьской революции принадлежали семье И.И. Воронцова-Дашкова. В 1912 году мозаика выставлялась на грандиозной выставке «Ломоносов и елизаветинское время», а в 1918 в ходе национализации частных собраний поступила в Эрмитаж. С 1935 по 1948 год она находилась в Русском музее, но затем снова вернулась в коллекцию Эрмитажа, где и пребывает по сей день.


Неизвестный художник
Портрет графа П. И. Шувалова
гравированная копия с оригинала,
хранящегося в Государственном Русском музее

Граф Петр Иванович Шувалов (1710—1762): «употреблял все средства, чтобы достигнуть предположенной цели»

Надо сказать, что беспрепятственное решение Сената о строительстве фабрики «Усть-Рудица» не могло произойти без вмешательства влиятельного покровителя, коим и стал для Ломоносова граф Петр Иванович Шувалов – сенатор, активный реформатор и особа, приближенная к императрице. Одна из главных его черт – доводить начатое дело до конца – отразилась и на карьере, и на достижениях. Шувалов дослужился до самых высоких чинов, чему немало способствовала его выгодная женитьба на Мавре Егоровне Шепелевой — ближайшей подруге Елизаветы. Будучи знатным вельможей, он неплохо обогатился, поскольку умел из всего извлечь личную выгоду, но и хорошего сделал немало: усовершенствовал артиллерию, учредил первые российские банки, отменил внутренние таможенные пошлины, способствовал основанию новых полезных предприятий, среди которых оказалась и «Усть-Рудица». Гарантом особенной прочности при дворе служил также его брат Иван Иванович Шувалов – фаворит императрицы Елизаветы Петровны, основатель Московского университета и Петербургской Академии художеств.


Макет Химической лаборатории
М. В. Ломоносова
1948 год
Дерево, стекло, бумага, олово; краска, клей
МАЭ РАН

«Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов…»

Именно к Ивану Шувалову, который так же, как и его брат, во многом способствовал научным изысканиям Ломоносова, и обращены эти строки из оды «О пользе стекла». О том, какова же сия «польза» можно судить благодаря мозаичному портрету «некоторой знатной особы», и в том что «особа» есть ни кто иной как Петр Иванович Шувалов, не может быть никаких сомнений. В 1753 году Ломоносов письмом поздравил графа с получением Андреевского ордена и прислал в подарок его жене Мавре Егоровне мозаичный образок с изображением Спаса Нерукотворного, намекнув при этом, что из изобретенного им цветного стекла возможны и более совершенные вещи. В качестве доказательства через несколько лет был создан мозаичный портрет Петра Ивановича. Граф изображен в мундире темно-зеленого цвета, отделанном широким золотым галуном. Под мундиром виднеется красного цвета колет и белое кружевное жабо. Поскольку Шувалов являлся кавалером нескольких почетных орденов, то некоторые из них можно разглядеть на портрете: голубая муаровая лента через плечо и звезда на левой груди — знаки отличия ордена Андрея Первозванного, а на шее видна синяя лента ордена Белого орла с соответствующим знаком на ней.


Мозаичная мастерская М. В. Ломоносова
Портрет графа П. И. Шувалова (фрагмент)
с оригинала неизвестного художника середины XVIII века
1758 год
Государственный Эрмитаж

«Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса»

Портрет создан учениками Ломоносова – Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым – в модной тогда технике римской мозаики, особенностью которой являлось стремление передать максимальное впечатление от живописного оригинала. Кусочки смальты – цветного стекла – делались небольшого размера, что производило эффект почти ювелирного совершенства. Лицо Шувалова передано розовыми смальтами тусклого оттенка, а фон портрета создают коричневые тени. Переливы и оттенки роскошных тканей костюма набраны мастерами с помощью богатейшей красочной палитры смальт Ломоносова. При этом стоит обратить внимание, как переданы пудреные волосы графа, где каждый кусочек смальты имеет необычную узкую и продолговатую форму – это техника мозаичной миниатюры, которую также можно разглядеть и на белом кружевном жабо. Любопытно, что на оборотной стороне мозаики имеется оттиск фабричной печати, который является своеобразной дарственной подписью Ломоносова, предназначавшейся высокопоставленному покровителю.


Мозаичная мастерская М. В. Ломоносова
Портрет графа П. И. Шувалова (фрагмент)
с оригинала неизвестного художника середины XVIII века
1758 год
Государственный Эрмитаж

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • %D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&subject=%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%C2%BB.%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0+<+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8" title="LiveJournal">LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Один комментарий »

  • Елена пишет:

    О, благодарю!..

    интересно и познавательно...

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: