Главная » Headline

«Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом». Михай Зичи

1 января 2012 4 комментария

Как исполин в ночном тумане
Встал новый год, суров и слеп,
Он держит в беспощадной длани
Весы таинственных судеб.

Валерий Брюсов


Михай (Михаил Александрович) Зичи
Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом
Бумага, гуашь, акварель, белила
1863
Государственный Эрмитаж

Михай Зичи (1827—1906) — «один из самых удивительных виртуозов середины XIX века»

Родившись в Венгрии и получив свое художественное образование в Вене, живописец Михай Зичи в 1848 году прибыл в Россию по приглашению великой княгини Елены Павловны. Своими юмористическими миниатюрами молодой художник довольно скоро запомнился императору Николаю I, а уже при Александре II в 1859 году Зичи становится придворным живописцем. Фиксируя события государственного значения (дипломатические приемы, торжественные церемонии, царские выезды), он стал настоящим бытописателем русского императорского двора, причем не только эпохи Александра II, но и его последующих преемников. Мимолетные зарисовки этого меткого и виртуозного мастера приобретают сегодня поистине документальное значение, помогая представить, как отмечали Новый год при дворе в середине XIX века.


В. Мате
Михаил Александрович Зичи в своём рабочем кабинете
Фрагмент гравюры
1893

Рисунок «Поздравление Александра II 1 января…» в собрании Эрмитажа

Этот рисунок является частью довольно внушительного собрания работ Зичи, созданных им за все время придворной службы. В конце XIX века художник сам составил список своих произведений и выразил беспокойство об их дальнейшей судьбе. Император Николай II выделил под это собрание специальное помещение в Зимнем дворце, а уже в советское время в 1927 году вся коллекция из Библиотеки Зимнего дворца поступила в отдел рисунков Государственного Эрмитажа. Из-за особых условий хранения графики работы Михая Зичи удается увидеть сегодня только на временных выставках.


Э. П. Гау
Виды залов Зимнего дворца. Военная библиотека императора Александра II
Бумага, акварель
1871
Государственный Эрмитаж

Петровский зал Зимнего дворца (арх. Огюст Монферран, 1833)

Важной частью новогодних празднований являлось поздравление императора представителями иностранных государств, которое происходило 1 января в Петровском зале Зимнего дворца. Роскошное убранство этого парадного помещения благодаря обитым красным бархатом стенам легко узнаваемо на рисунке. Вдали можно разглядеть так называемую экседру – полукруглую углубленную нишу с троном посередине, почему еще зал иногда называют Малый тронный. Он был создан в 1833 году по проекту архитектора Огюста Монферрана, но после грандиозного пожара Зимнего дворца 1837 года восстанавливать убранство пришлось архитектору Василию Петровичу Стасову. Зал мемориальный – посвящен памяти основателя Империи Петра Великого. Картина с его изображением в компании с богиней Минервою виднеется на рисунке позади трона. Здесь же уместно будет вспомнить о том, что именно Петр Великий учредил празднование Нового года 1 января, а не 1 сентября, как это было принято на Руси до 1700 года.


Э. П. Гау
Виды залов Зимнего дворца. Петровский зал
Бумага, акварель
1863
Государственный Эрмитаж

«Как исполин в ночном тумане встал новый год, суров и слеп…»

На рисунке Михая Зичи показано нарядное общество, где слева на первом плане стоят великие князья с наследником престола, справа заходит великая княгиня Мария Николаевна с дочерью, а в центральной группе находятся представители Пруссии, Турции, Баварии, Бельгии, Австрии, Португалии, Франции и Англии. Все это мы знаем благодаря тому, что Зичи сам их тщательнейшим образом подписал на специально прилагающейся к рисунку кальке. Далеко не сразу в этой густой толпе удается увидеть стоящего лицом к группе послов императора Александра II – он узнаваем благодаря обращенному на него всеобщему вниманию, высокому росту и характерным бакенбардам. По правую руку от него в синем платье и традиционном русском кокошнике — императрица Мария Александровна. Царственная чета принимает поздравления, однако суета вокруг еще не улеглась – кажется, что художник успел запечатлеть момент, когда император только-только зашел в помещение, из-за чего еще все пребывает в некотором смятении и хаотичном движении. Впрочем, это необычное художественное решение вполне созвучно духу того непростого и напряженного времени…


Михай (Михаил Александрович) Зичи
Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом (фрагмент)
Бумага, гуашь, акварель, белила
1863

«Он держит в беспощадной длани весы таинственных судеб»

Еще совсем недавно отменено крепостное право, запущен глобальный механизм реформирования государства, и дипломаты спешат наперебой поздравить Александра II с Новым годом. Никто и не думает о том, что уже через несколько дней знаменитое Польское восстание 1863 года вызовет огромный европейский резонанс, о том, что внутри страны начинает нарастать общественное недовольство и радикальные террористические движения, да и в самом доме Романовых тоже скоро будет не все гладко… Но работа Михая Зичи пока только предвосхищает все эти тревоги, и на первый взгляд она лишь дает возможность проникнуться моментом праздника. Специфика должности заставляла художника работать быстро, поэтому он выбирает наиболее удобное для себя место в Петровском зале со стороны окна рядом с камином и делает «натурные эскизы» с помощью карандаша. Далее он оживляет сцену акварелью, гуашью, белилами, великолепно передавая и бархатные ткани, и горностаевые накидки, и аккуратные парадные мундиры. Рисунок его виртуозен – ему легко удаются и сложные развороты фигур, и портретное сходство, и нетрадиционная композиция. По выражению одного специалиста, этот искусный миниатюрист «сказал красивое и живое слово о людях своего времени».


Михай (Михаил Александрович) Зичи
Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом (фрагмент)
Бумага, гуашь, акварель, белила
1863

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • %D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&subject=%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%20II%201%20%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%201863%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BC%C2%BB.%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%20%D0%97%D0%B8%D1%87%D0%B8+<+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8" title="LiveJournal">LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

4 комментария »

  • Лариса пишет:

    Спасибо за статью. Я не знала такого художника.

    А вот Э. П. Гау даже в советское время был многим известен. Мне на Новый 1985 год подарили шикарный календарь с акварелями Гатчинского дворца Гау. Надо сказать, что сейчас — при всем разнообразии — я не встречала такого красивого календаря.

    И именно тогда, глядя на эти акварельные интерьеры, я поняла, что мы потеряли.

    Цитировать
  • Лаветс Букафф пишет:

    Сколько динамики, кажется, что фигуры движутся. Несмотря на быстроту наброска, портретное сходство передано изумительно. Прекрасный рисунок!

    Цитировать
  • mada upi пишет:

    Евгений,спасибо .Очень интересно и познавательно.

    Цитировать
  • spbstarosti (author) пишет:

    Евгений,спасибо .Очень интересно и познавательно.

    Какой Евгений...? кому спасибо...? нет у нас, вроде, никаких Евгениев...

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: