Главная » Headline

«Скорчившийся мальчик». Микеланджело Буонарроти

6 мая 2012 Один комментарий

Отрадно спать – отрадней камнем быть.
О, в этот век – преступный и постыдный –
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Прошу, молчи – не смей меня будить.

Микеланджело


Скорчившийся мальчик
Микеланджело Буонарроти
Мрамор
Около 1530 – 1534 г.
Государственный Эрмитаж

Микеланджело Буонарроти (1475—1564): «И высочайший гений не прибавит единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке»

Светило Микеланджело Буонарроти является одним из ярчайших на небосклоне Высокого Возрождения. Отец его был небогатый дворянин, мать умерла очень рано, и поэтому мальчик воспитывался в доме кормилицы, где он и научился работать с глиной и резцом даже раньше, чем освоил грамоту. Прожив почти девяносто лет, Микеланджело оставил уникальное наследие, которое надолго предопределило развитие всего европейского искусства. Истинный сын своей эпохи, Буонарроти личность поистине универсальная: он и скульптор, и живописец, и архитектор, и поэт, однако показательно, что именно скульптуру он ставил для себя всегда на первое место. Даже в живописи Микеланджело ощущается скульптурная пластичность движений и мощная лепка объемов, да и в поэзии его есть место образу ваятеля и камня. Побывав в Италии во Флоренции, можно увидеть знаменитого «Давида», в Риме – росписи Сикстинской капеллы, а также прославленный архитектурный шедевр Микеланджело – купол собора Св.Петра в Ватикане. В Петербурге же находится всего одно творение великого гения, но и оно делает нас причастными тайнам его творчества.


Портрет Микеланджело
Якопино дель Конте
Холст, масло
Около 1540 года
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Скорчившийся мальчик» (ок.1530—1534) в собрании Эрмитажа

Считается, что Микеланджело работал над этим произведением параллельно с оформлением скульптурного убранства капеллы Медичи во Флоренции. Сохранившийся набросок гробницы Медичи, датируемый 1523 годом, косвенно указывает на то, что первоначальный замысел эрмитажной статуи, возможно, был связан с этой гробницей. Однако реальное воплощение «Скорчившегося мальчика» датируется первой половиной 1530-х годов, и вряд ли уже относится к замыслу гробницы – это, скорее, самостоятельная станковая пластика. В 1534 году Микеланджело покидает Флоренцию и отправляется в Рим, оставив целую мастерскую незавершенных работ. Впоследствии племянник скульптора Леонардо Буанарроти передал все содержимое мастерской великому герцогу Козимо I Медичи. Возможно, что именно из коллекции Медичи скульптура попала потом к англичанину Джону Лайд Брауну, в каталоге собрания которого есть на это указание. В 1785 году коллекцию Лайд Брауна приобрела Екатерина Великая – и «Скорчившийся мальчик» из Англии переехал в Россию. При Екатерине он был помещен в Гроте Царского Села, в начале XIX века находился в Академии Художеств, и только в 1851 году при открытии Императорского публичного музея оказался в Эрмитаже.


Набросок гробницы для капеллы Медичи
Микеланджело Буонарроти
Около 1523 года
Британский музей, Лондон

Магия незавершенности: стечение обстоятельств или замысел гения?

Скульптура не закончена мастером, и это очевидно при ближайшем ее рассмотрении: спина, таз и ноги фигуры проработаны более тщательно, а вот лицо, кисти рук и стопы намечены в самом общем виде. Кроме того, из-за отсутствия полировки по всему телу юноши можно разглядеть следы рабочего инструмента. Понять, почему Микеланджело не завершил свою работу так же сложно, как и проникнуть в сознание творца. Возможно, определенную роль сыграло стечение обстоятельств, и во время создания статуи мастер был отвлечен чем-то другим. Однако такое объяснение было бы слишком простым и банальным, особенно если учитывать значимость личности Микеланджело. Есть версия, что в этой незаконченности воплотился собственный взгляд ваятеля на искусство, намного опережавший свое время. Обходя кругом этого юношу, словно погружаешься в творческий процесс демиурга, потому что фигура рождается буквально на глазах: единство с глыбой еще не разрушено, связь с материей еще не прервана, но мрамор уже становится плотью, а образ обретает жизнь. Так же и человек – венец творения – всегда ощущает свою тысячелетнюю связь с материей, а значит – с природой.


Скорчившийся мальчик
Микеланджело Буонарроти
Мрамор
Около 1530 – 1534 г.
Государственный Эрмитаж

«О, в этот век – преступный и постыдный – не жить, не чувствовать – удел завидный…»

Тело юноши, где каждая мышца напряжена до предела, напоминает пружину, готовую распрямиться в любой момент. Но ему уже не суждено расправить свои молодые плечи и поднять поникшую голову, ведь дух юноши сломлен... В 1530 году Флоренция потеряла независимость, пав под натиском испанского короля Карла V и римского папы Климента VII. Страшный террор, развязанный тогда против защитников свободолюбивого города, окончательно подавил его жителей. Такое трагическое мироощущение, конечно, не могло остаться в стороне от искусства Микеланджело, работавшего над «Скорчившимся мальчиком» как раз в это время. Таким образом, получается, что здесь нашли свое прямое воплощение не только сложные пластические задачи, но и самое настоящее крушение высоких идеалов эпохи Возрождения, где мужественный, сильный и прекрасный человек оказывается сломленным и порабощенным.


Скорчившийся мальчик
Микеланджело Буонарроти
Мрамор
Около 1530 – 1534 г.
Государственный Эрмитаж

«Прошу, молчи – не смей меня будить»

При рассмотрении «Скорчившегося мальчика» стоит обратить внимание на качество мрамора, из которого он создан. В эпоху Возрождения подобные скульптуры делались, как правило, из статуарного мрамора чисто белого цвета. Здесь же белизна камня с многочисленными прожилками и вкраплениями далека от совершенства. Вероятнее всего, тяжелое положение Флоренции в 1530-х годах как раз и послужило причиной того, что Микеланджело не смог раздобыть мрамор первого сорта. А возможно, что качество материала вовсе не было для гения главным, и он легко обошелся тем, что было у него под рукой. Специалисты также указывают на некоторые ошибки в передаче анатомии тела, которые заставляют предположить, что Микеланджело не пользовался предварительной глиняной моделью, а создавал юношу сразу в мраморе, причем из единого его блока кубической формы, отсекая постепенно все ненужное, высвобождая из камня этот насыщенный в своем драматизме образ.


Скорчившийся мальчик
Микеланджело Буонарроти
Мрамор
Около 1530 – 1534 г.
Государственный Эрмитаж

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Один комментарий »

  • Елена пишет:

    ну надо же — «Микеланджело не пользовался предварительной глиняной моделью, а создавал юношу сразу в мраморе...»...почти как Пигмалион!

    это гениально — несмотря на выисканные специалистами ошибки в передаче анатомии тела!..попробовали бы сами!

    спасибо за рассказ о « Скорчившемся мальчике»!

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: