Главная » Headline

«Затруднительное предложение». Антуан Ватто

27 мая 2012 Один комментарий

Глядел я долго за решетку. Это
Был парк во вкусе старого Ватто,
Дорожки по линейке и боскеты,
Где все причесано и завито.
Грусть уносил я и очарованье.
Когда глядел я, понял, что к мечтам
Был близок я всего существованья,
Что счастие мое сокрыто там.

Теофиль Готье
(в переводе Георгия Иванова)


Затруднительное предложение
Антуан Ватто
Холст, масло
1715 – 1716 годы
Государственный Эрмитаж

Антуан Ватто (1684—1721): «Утонченный мастер капризов»

Французский художник Антуан Ватто считается сегодня одним из самых загадочных и чарующих мастеров XVIII века. Он никогда не называл, не подписывал и не датировал свои картины. Он не держал учеников и вел уединенный образ жизни. Он не слишком интересовался материальным успехом, и брался только за те заказы, которые были ему по душе. Творческую свободу и независимость он ценил куда более, нежели снисходительность своих богатых и влиятельных покровителей. Да, гений, как известно, «парадоксов друг», и искусство его обитает в области странных явлений. Персонажи Ватто живут в мире роскоши, блеска и благополучия, но за всем этим видимым маскарадом притаилась изощренная пантомима жизни, где самые мимолетные оттенки человеческих взглядов, жестов и интонаций выдают одиночество души и грустные контрасты судеб. Его искусство настолько не вписывалось в существовавшие тогда рамки академической традиции, что для включения Ватто в действительные члены Королевской академии было даже придумано новое определение — «Мастер галантной живописи».


Портрет Антуана Ватто
Розальба Каррьера
Пастель
1721 год
The Museo Civico Luigi Bailo, Тревизо, Италия

Картина «Затруднительное предложение» (ок. 1716) в собрании Эрмитажа

Собрание картин Антуана Ватто в петербургском Эрмитаже совсем не многочисленно, но абсолютно первоклассно. Интересно, что названия большинству полотен дал не сам автор, а его современники. Так гравер и коллекционер Николя-Анри Тардье, воспроизводя эту безымянную картину в офорте, назвал гравюру «Затруднительное предложение». В XVIII веке произведение оказалось у саксонского министра графа Генриха Брюля, который, опираясь на советы ведущих знатоков, сумел составить превосходную коллекцию искусства. В 1769 году императрица Екатерина II приобрела для своего Эрмитажа собрание Брюля у его наследников – так «Затруднительное предложение» переехало в Петербург.


Портрет Генриха фор Брюля
Луи де Сильвестр
Холст, масло
Около 1750 года

«Дорожки по линейке и боскеты, где все причесано и завито»

Глядя на эту картину, возникает ощущение, будто ничего особенного здесь не происходит: нарядное общество праздно проводит время на открытом воздухе. У действия нет начала и нет конца, а есть некоторое состояние: еле уловимое движение времени, настроение персонажей и немного театральная природа. Ватто, и правда, был не чужд искусству театра, и его пейзаж превращается в декорацию, где расположенные по краям деревья, словно кулисы, приоткрывают происходящее на воображаемой сцене. Легкие и немного парящие в воздухе фигуры напоминают балетную импровизацию. Ландшафт раскинулся широко, небо наполнено пенистыми облаками, в них переливаются лучи заката – здесь все легко, светло и прозрачно. Игра одной из дам на гитаре словно наполняет картину тихо звучащей музыкой. Однако такая уравновешенность и гармония легко объяснима математическим расчетом композиции. Ось симметрии делит группу на стоящих справа и сидящих слева. Замыкающие с двух сторон фигуры кавалеров акцентированы яркими красками – красным, синим и желтым. Цветовая гамма дамских платьев более приглушенная, но их наряды не уступают в прекрасной передаче фактуры тканей, переливов шелка, ниспадающих складок. Таким образом, отказавшись от повествования, художник словно предлагает немного додумать этот сюжет, достроить все то, что сам он пожелал оставить незавершенным.


Этюды гитаристки
Рисунок
Лувр, Париж

«Грусть уносил я и очарованье»

Как бы ни была гармонична и уравновешенна эта композиция, спокойствие ее нарушается внутренним диссонансом, который читается через жесты, позы и выражения лиц. Какое-то объяснение происходит между удаляющейся надменной красавицей и пытающимся ее остановить молодым человеком. Его выразительный жест направлен в ее сторону, она немного отстраняется, еще слушает его, но уже приподнимает складки своего широкого платья, приготовляясь уйти. Еще большее напряжение возникает из-за присутствующей при этом интимном объяснении компании зрителей, на глазах у которых юноше, по всей видимости, придется услышать отказ. С усмешкой следит за их диалогом сидящий под деревом кавалер, а дамы рядом с ним перешептываются – действие замкнуто в кругу личных переживаний. Легкая недосказанность, тонкий баланс видимого и подразумеваемого, остановленная мимолетность порыва – вот главная прелесть этой картины.


Затруднительное предложение (фрагмент)
Антуан Ватто
Холст, масло
1715 – 1716 годы
Государственный Эрмитаж

«Когда глядел я, понял, что к мечтам был близок я всего существованья»

Современники Ватто неоднократно отмечали его неудовлетворенность собственными работами и частые в них переделки. Возможно, это было связано с тем, что художник постоянно находился в поиске более совершенной композиции, долго вынашивал один и тот же замысел, и, конечно, всякая завершенность казалась ему условной. Специалисты, исследовавшие картину в рентгеновских лучах, действительно, выявили некоторые изменения, сделанные автором поверх уже готового произведения спустя несколько лет. Слева была изображена гитаристка, но не спиной, как сейчас, а в фас, и рядом с ней стоял кавалер. Теперь он записан совсем, а вместо него появился другой – тот, что сидит на траве ближе всего к краю картины. По-видимому, для того чтобы как-то уравновесить левую часть композиции с правой, художник добавил к группе еще одну даму в терракотовом платье – она была написана в самую последнюю очередь. Стоящие справа тоже претерпели некоторые изменения: кавалер стал более изящным и стройным, из его протянутой руки исчез какой-то предмет, а дама, державшая изначально в руке платочек, вместо этого теперь подбирает юбку. Очевидно, что более ранний замысел с четырьмя персонажами не предполагал того деликатного конфликта, который появился в картине потом. Такова «жемчужная шутка Ватто», скрытая от глаз посторонних.


Затруднительное предложение (фрагмент, рентгеноскопия)
Антуан Ватто
Холст, масло
1715 – 1716 годы
Государственный Эрмитаж

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Один комментарий »

  • Анна пишет:

    Прекрасная статья — лаконично и познавательно.

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: