Мария Зубаха: «Мы стремимся воспитывать вкус к хорошим вещам!»
Бывали ли вы когда-нибудь в галерее, где наравне с современным искусством гармонично бы соседствовал антиквариат, а художественные предметы из далеких экзотических стран мирно бы уживались с авторской куклой? Слышали ли вы, что есть такие места, где можно не только приобщиться к Прекрасному, но и приобрести понравившийся предмет? Догадываетесь ли вы о том, что искать это необычное место нужно вовсе не в центре Петербурга, а в спальном районе среди новостроек? Приоткрыть завесу всех этих тайн можно на «территории чистого искусства», а именно в гостях у галереи Вадима Зверева. Директор галереи Мария Зубаха помогла нам найти ответы на все интересующие вопросы.
Мария Зубаха – директор галереи Вадима Зверева
— Мария, начнем, пожалуй, с самого что ни на есть традиционного вопроса: какова история открытия галереи? Как получилось, что Вас занесло в спальный район? И кто является Вашими посетителями?
— Галерея носит имя Вадима Зверева, и именно с его увлечения фотографией, путешествиями, коллекционированием все и началось. Объездив более восьмидесяти стран мира, Вадим из каждой старался что-то привозить, причем не просто растиражированную сувенирную продукцию, а именно предметы высокого художественного уровня. Когда все это уже негде было ставить, возникла идея открыть галерею. Со временем мы включили в экспозицию работы некоторых современных петербургских художников. Буквально через два года современное искусство занимало уже большую часть экспозиции. И уже совсем недавно в сфере наших интересов оказалась авторская кукла, что в итоге привело к сложению серьезной коллекции этого направления. Что касается нашего расположения в спальном районе, то этот выбор был сделан совершенно осмысленно. Помещение находится в собственности владельца галереи, и это позволяет нам не зависеть от аренды, располагая удобными и просторными залами. Случайных посетителей у нас практически не бывает: кто-то к нам едет, чтобы посмотреть и приобрести конкретно интересующую его вещь, а кто-то специально посещает наши временные выставки. Среди постоянных гостей бывают и бабушки, которые приходят к нам с внуками как в музей, а есть и студенты, для которых преподаватели читают лекции по истории искусства на примере нашего материала.
— Стоит признаться, что Ваша коллекция действительно поражает воображение: это современное искусство и антиквариат, африканские маски и петербургская живопись, скульптура и авторская кукла… Чем обусловлено такое многообразие и нет ли опасности в нем потеряться?
— Несмотря на кажущуюся разносторонность наших интересов, вещи для коллекции выбираются отнюдь не случайно. Каждое из представленных у нас собраний ограничено определенными рамками. Из антиквариата мы показываем, в основном, только карты и гравюры, из африканского – только вещи с положительной энергетикой, из авторской куклы – только оригинальные изделия в единственном экземпляре, современное же искусство ограничено у нас традиционными направлениями. В итоге получается настоящая коллекция коллекций, каждая из которых обладает определенной цельностью. Кроме того, на примере этого материала очень хорошо видна взаимосвязь и преемственность самых разных направлений в искусстве. Ведь не секрет, что творчество, например, японских мастеров послужило источником вдохновения для художников стиля Ар Нуво, а африканских — для знаменитого Пабло Пикассо и кубистов.
— И все-таки основная сфера интересов галереи Зверева – это искусство современное. Бытует мнение, что художники нашего поколения вряд ли уже что-то новое смогут сказать этому миру... Будете как-то их защищать?
— Одна из главных наших задач – развенчивать мифы. Спору нет, что сегодня искусство очень сильно себя дискредитировало: есть в нем и китч, и провокация, и негатив, и потребительское отношение. Но политика нашей галереи как раз в том и состоит, чтобы полностью дистанцироваться от таких работ. Мы очень трепетно относимся к своей атмосфере и поэтому выбираем произведения только с доброй, положительной и светлой энергетикой. Да и возможности, которыми обладает сегодня современный художник, поистине безграничны. Большое разнообразие техник и материалов, огромный художественный опыт предыдущих поколений, свобода в выборе тем – грамотно используя все эти достижения, можно создать поистине гениальное произведение, отвечающее духу этого времени. Так в одном из наших проектов «Небесные и земные покровители России» скульптор Сергей Кондрашкин, работая с металлом в модерновой технике, стремится показать абсолютно новый взгляд на классическую тему – это настоящее переосмысление традиционных для нашей русской культуры образов.
— Кстати говоря, о Вашей работе с художниками. Кому отдаете большее предпочтение: молодым и перспективным или уже признанным мастерам? И есть ли кто-то, кем Вы особенно гордитесь просто потому, что именно Вы его открыли для публики?
— Наверняка вы обращали внимание, как много сегодня в галереях выставлено работ, похожих друг на друга. В нашем же понимании художник должен быть: а) узнаваем, б) неповторим. Именно по этим причинам нам, конечно, интереснее работать с теми мастерами, которые уже творчески сложились и выбрали свой стиль. Хотя смотрим мы всех, обращая также внимание на молодых, и если в человеке есть искра таланта, помогаем ей разгореться – и этот процесс становления творческого почерка бывает иногда даже более захватывающим. У нас представлено много уже именитых мастеров, но вот художник Андрей Гонюков или скульптор Сергей Кондрашкин стали широко известны и востребованы в том числе и благодаря нашим усилиям.
— Каким же принципом Вы руководствуетесь при выборе произведений искусства для галереи?
— Все предметы, выставленные у нас, так или иначе отражают вкус и предпочтения владельца галереи, Вадима Зверева. При выборе вещей мы, конечно, прислушиваемся к мнению искусствоведов, учитываем их рекомендации, анализируем реакцию публики, но, в первую очередь, ориентируемся на собственное художественное чутье. Дело в том, что в вопросах искусства принято полагаться на мнение признанных экспертов, и если в антиквариате такие эксперты есть, то в современном искусстве их, попросту говоря, нет. Существуют так называемые кураторы, задачей которых является продать того или иного художника, но они не могут гарантировать, что через некоторое время этот самый художник не лопнет как мыльный пузырь, раздутый всесильным PR. Поэтому единственное, чему мы можем всецело доверять – это собственный вкус.
— Любопытно, что далеко не все выставленные у вас предметы предназначены на продажу. Среди частных галерей такое встречается редко. Что лежит в основе Вашей «открытости»?
— Проблема многих частных коллекций заключается в том, что они по большей части закрыты для публики — мы же, наоборот, стремимся свою коллекцию показать. В мире сейчас очень много таких частных музеев, работающих на самом высоком уровне. В конце XIX — начале ХХ века по всей России открывались подобные музеи-коллекции, количество экспонатов в которых могло доходить до одного миллиона. Сейчас – самое время возрождать эту традицию, тем более что интерес публики вполне этому способствует.
— А насколько велик сегодня спрос на произведения современного искусства? Что покупают? Что нравится людям?
— Выбор художественной вещи очень часто обусловлен интересом покупателя и той категорией, к которой его условно можно было бы отнести. Первую группу составляют коллекционеры, интересующиеся каким-то одним направлением в искусстве или конкретным мастером. Другая группа людей подбирает декоративную вещь в интерьер, очень часто советуясь с собственным дизайнером. Кстати сказать, и сами дизайнеры последнее время стали частыми гостями художественных галерей. Еще один случай – это выбор дорогого оригинального подарка, стоимость которого не должна быть известна, но должна быть видна. Ну и, наконец, последняя и самая немногочисленная категория покупателей выбирает произведение искусства как очень хорошее вложение денег. Нам бы хотелось, чтобы таких людей стало больше, и именно поэтому мы стремимся воспитывать вкус к хорошим вещам.
— А если сделать подобную условную классификацию всех работающих сегодня в Петербурге художественных галерей, то какой она могла бы быть?
— Самый традиционный и проверенный временем вариант — это когда галерея находится в центре города, в старом фонде, и существует много лет за счет своих постоянных клиентов, либо вынуждена выживать продажей мелкой продукции, ориентированной на туристов. Другой тип галерей поддерживает более узкую специализацию (например, этническое искусство или молодые художники) и существует за счет частного капитала, не завися напрямую от продаж. Еще одна категория – это современные выставочные залы по типу ЛофтПроектаЭтажи или Эрарты, которые более открыты для публики, но, будучи объектами крупных внешних инвестиций, они не являются самостоятельными в выборе искусства. Нашу галерею сложно отнести к какой бы то ни было из этих категорий. Мы больше на мировой опыт ориентируемся, вкладывая в искусство собственные средства и рассчитывая на соответствующую отдачу через некоторое время.
— А какие еще у Вас планы на будущее? В каком направлении будете дальше работать?
— Сейчас у нас в стадии разработки находится несколько крупных проектов, рассчитанных на два-три года работы. Мы не хотим ограничиваться показом экспозиции и выставок только в рамках одной галереи – в планах открытие филиалов и выездные выставки. К этому также стоит добавить расширение нашей деятельности в Интернете, работу с будущими коллекционерами, с детьми и студентами. Ведь если еженедельно у нас прибавится хотя бы на одного человека, открывшего для себя настоящее современное искусство, – наш труд не будет напрасным!
© проект SpbStarosti
Великолепная идея! Если бы жила в Петербурге, непременно посетила бы эту галерею-магазин!
Здравствуйте!Можно ли у Вас организовать экскурсию детей?И ещё один вопрос,принимаете ли на реализацию мебель эксклюзивно сделанную мастерами прошлого века,такую,как зеркало в резной рамке из красного,,трость из красного дерева с латунными вставками ювилирной работы? C уважением,Вера Леонидовна.
Оставить комментарий или два
Читайте в журнале
Журнал Петербургские старости является Интернет-изданием, где публикуются авторские материалы об истории Петербурга, его искусстве и культурных традициях.
Почитать подробнее о журнале и его рубриках...
Календарь
Архивы
Рубрики
Как получать обновления...