Государственный музей истории религии
Удивительный Санкт-Петербург, выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его — не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город — решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила, обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных, удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки, но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.
Идея о создании выставки, которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира Германовича Богораз – Тана, российского этнографа и языковеда. Годом рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932 году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.
Богораз Владимир Германович
(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)
(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)
Мысль родилась в начале двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.
Советские антирелигиозные агитматериалы
Зависимость от идеологии государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами, безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем, чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если изъясняться буквально – заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году 15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами». Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.
Выставка была принята довольно хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции. Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным, был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими трудностями.
Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)
фото и подпись середины 1960-х годов
И, наконец-то, присвоение музею здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации, проводились исследования, создавались новые экспозиции.
«В музее истории религии и атеизма...»
иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»
Лениздат, 1961 год
По мере увеличения штата музея, шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.
К 1934 году библиотека музея насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные. Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением, старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки работников музея в условия штатной оплаты.
«Война и религия»
картина художника Я. Николаева
экспонат Музея истории религии и атеизма
репродукция середины 1960-х годов
Темные годы войны увели на фронт большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что. Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были «Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции», рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток. Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.
Кабинет алхимика конца XVI века
Реконструкция в Музее истории религии и атеизма
Фото середины 1960-х годов
Коллекция орудий пыток
экспонаты Музея истории религии и атеизма
Фото середины 1960-х годов
После смерти Богораз-Тана музей лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась полностью под распоряжения директора московского музея В.Д. Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам, которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В 1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.
В 1998 году Казанский собор вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001 году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день. Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве». Свои задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация, экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с религией.
Принцип научности, принцип историзма и системный подход – главные в работе музея. По большому счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен: «Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее – подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям».
Экспозиции ГМИР явление внешнее прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной деятельности. Огромное количество накопленных материалов систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально проникнуться ее смыслом.
Например, залы, в которых представлены религии востока, в частности буддизм, моментально затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.
История русского православия представлена иконостасами, на которых пространство небесное, божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.
Продвижение из зала в зал можно без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку, проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых относятся к XVII веку.
© проект SpbStarosti
Также по теме: путеводитель по музею истории религии и атеизма 1965-го года издания
Благодарю за толковую информацию, жаль не сказано как закончились дни Богораз-Тана, все-таки 1936 — год смерти в непростое время.
Оставить комментарий или два