Главная » Образы в искусстве

Крылатые хранители города

6 октября 2010 4 комментария

Приделать крылья к чему бы то ни было есть одна из самых навязчивых идей человечества. Благодаря древнейшим мифологиям нам известны образы самых разных крылатых божеств; христианство же подарило нам образ ангела. И если одни предпочитали приделывать крылья богам, то другие пытались приделать крылья самим себе: чего только стоит один случай с Дедалом и Икаром или известные летательные аппараты Леонардо да Винчи. Современный технический прогресс решил эту проблему проще: купил билет на самолет – и летай себе, сколько хочешь.

Образ ангела является одним из самых популярных и узнаваемых в искусстве. Ангел призван защищать и оберегать от различных напастей не только человека, но и целые города. Возможно, что именно поэтому многие европейские столицы попытались заручиться поддержкой небесной канцелярии путём повсеместного размещения статуй крылатых заступников. Так, в Санкт-Петербурге образовался своеобразный скульптурный треугольник из трех ангелов, один из которых венчает шпиль Петропавловской крепости, другой украшает Александровскую колонну на Дворцовой площади, а третий когда-то находился на куполе церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Сейчас Екатерининский ангел вынужден нести свою службу на земле, в небольшом церковном дворике; со временем, когда закончится реставрация церкви, ангела водрузят на место, и будет он красоваться над городом пуще прежнего.

Само слово «ангел» произошло, по всей вероятности, от греческого «aggelos», что в переводе означает «вестник» или «посланник». Таких «посланников» мы совершенно легко можем найти еще до зарождения христианства в искусстве таких цивилизаций как Месопотамия или Индия. Древние культуры донесли до нас представления, что ангел есть символ невидимых сил, возносящихся и нисходящих в пространстве между небесным и земным мирами.

Первоначально в представлениях еще античной культуры ангелы по своему внешнему виду мало чем отличались от демонов: и те и другие носили бороду и не носили крыльев, так что, можно было и спутать ненароком. Очевидно, что именно образ крылатой богини Ники повлиял на дальнейшие метаморфозы ангелов: теперь, с IV века до н.э., ангелы, наконец, обрели свои законные крылья.

В эпоху Ветхого Завета ангелы стали настолько распространенным явлением, что пообщаться с ними можно было практически по любому поводу. Однако по мере развития рационалистического мышления и науки ангелов стало возможным увидеть только при помощи произведений искусства.

Ангелы обладают способностью являться человеку под разными обличьями, и узнать их можно лишь благодаря свету и теплу, излучаемому образом. Те, кому посчастливилось встретиться с ангелом, утверждают, что было все так, как на картинах, коих нарисовано уже превеликое множество. Русский художник А.А. Иванов оставил нам подобное живописное свидетельство в своих знаменитых «Библейских эскизах». На картине можно увидеть момент, когда Ангел возвещает Захарии о рождении его будущего сына Иоанна Крестителя. Но усомнился старец, и поразил его Ангел немотою до того самого дня, пока не сбудется пророчество.

Вообще карающая роль ангелов есть атавизм их происхождения от демонов. Но чаще все же ангел является символом озарения человека, его просветления и вознесения к духовному миру. Ветхозаветный сюжет «Лестница Иакова» символизирует собой путь между миром земным и небесным, и по нему постоянно «вверх и вниз снуют Ангелы».

Карающая сущность ангелов наилучшим образом видна в сценах «Страшного суда».

Кроме того, «Притча об агнцах и козлищах», пророчествует о втором пришествии Иисуса Христа и Ангелов, которые отделят «одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую» (Матфей, 25: 31-33).

В ответ же, извечно опасающиеся Страшного суда люди, особенно ярые представители гностических сект, стали подозревать ангелов в ненависти, и даже в зависти к чувственной человеческой жизни. Согласно апостолу Павлу, ангелы лишь «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14).

Аудиокнига в тему: Эдгар Аллан По — «Ангел необычайного» (время звучания: около 20 минут)

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

На тему иерархии ангельских чинов в V веке даже был написан целый научный трактат, где нагляднейшим образом расписано, кто в небесном государстве и чем должен заниматься. Дионисий Ареопагит, автор сочинения «О Небесной Иерархии» («De Hierarchia Celesti») указывает девять ангельских чинов в трех триадах:

1) Серафимы, Херувимы, Престолы;
2) Господства, Силы, Власти;
3) Начала, Архангелы, Ангелы.

Кто такие Архангелы мы знаем еще из сцены Благовещения, в которой к Деве Марии является Архангел Гавриил собственной персоной. Он же общался и с Захарией, и с Иосифом, уверяя неверующих старцев о будущем счастливом отцовстве. К той же триаде относятся и Начала, которые призваны защищать землю.

Господства, Силы и Власти есть высшая иерархия небесного правления — они относятся к ближайшему окружению Бога. В искусстве Господства изображаются с короной, скипетром и державой, Силы – с лилиями и красными розами, а Власти – в воинских латах.

Серафимы и Херувимы изображаются в виде голов с одной, двумя или тремя парами крыльев. Серафимы, как правило, отличаются красным цветом, Херувимы — голубым или золотисто-желтым, Престолы же, зеленым, — они «поддерживают» трон и располагаются вокруг Христа.

Галерея в тему: Образ Ангела в византийском и древнерусском искусстве

Готическое искусство рисует нам ангелов бесполыми, но женственными существами, в ниспадающих одежках по античной моде. В этой культуре они играют в большей степени заступническую роль.

Галерея в тему: Образ Ангела в западноевропейском средневековом искусстве

Итальянское Возрождение и особенно Барокко не только придает ангелам женственный облик, но часто рисует их в виде обнаженных мальчиков, которых подчас очень сложно отличить от античных купидонов и путти – символов плотской любви. Своего апогея парадокс достиг в искусстве французского Рококо XVIII столетия, когда такие «ангелочки» стали уже ничем не прикрываемой эмблемой чувственного соблазна и непременным атрибутом эротических сюжетов. Так сама история изобразительного искусства, в конце концов, перепутала «все карты» церковной схоластики.

Галерея в тему: Образ Ангела в искусстве эпохи Возрождения

Галерея в тему: Образ Ангела в искусстве XVII века

Галерея в тему: Образ Ангела в искусстве XVIII века

В обыденных же представлениях усредненной традицией стал образ Ангела-хранителя, сопровождающего человека в его добрых делах в течение всей жизни.

Образ Ангела также тревожил воображение многих писателей и поэтов. «Как черный Ангел на снегу» — этот живописный пассаж родился у О. Э. Мандельштама в 1914 г., вероятно, под влиянием стихотворения А. А Ахматовой:

Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут.

Галерея в тему: Образ Ангела в искусстве XIX и ХХ веков

В классической архитектуре изображение Ангела с крестом на вершине сооружения стало играть символическую охранную роль, подобно той, какую в языческие времена играли «Genius Loci» (лат.) – «Божества местности». В этом смысле в Петербурге перед нам предстает примерно следующая картина.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ АНГЕЛ

Петропавловский собор — место обитания одного из упомянутых в начале скульптурных ангелов — ведет свою историю с первых дней Петербурга. Сначала на этом месте 17 июня 1703 года была заложена небольшая деревянная церковь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный же собор — постройку архитектора Д.Трезини — заложили на том же месте в день рождения Петра I 30 мая 1712 года, а освятили 29 июня 1733 года.

Многоярусная колокольня должна была стать самым высоким сооружением России по тем временам, и Петр увидел свою мечту осуществленной, когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на вершине которого под крестом парил Ангел.

Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт (1656—1660, архитектор П. Пост) и существенно ее видоизменил. После грозы 1756 года от удара молнии фигура ангела Трезини погибла. За восстановление колокольни взялись ведущие архитекторы середины XVIII столетия, однако Екатерина II все представленные проекты отвергла, повелев «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы». Поскольку первоначальные трезиниевские чертежи ангела оказались к этому времени уже утраченными, при восстановительных работах пользовались деревянной моделью, изготовленной мастером Ф. Экгартом. Новая фигура, воссозданная к лету 1774 года, сохраняла размер и силуэт первоначальной.

10 сентября 1777 года на город обрушилась новая напасть — катастрофический ураган, перед которым скульптура оказалась бессильна. После разбушевавшейся стихии фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый ангел проектировался уже архитектором А. Ринальди, и был установлен на шпиль осенью 1778 года, просуществовав в течение сорока лет.

Еще одна угроза нависла над ангелом в 1829 году, когда порывами шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов, но талантливый русский крестьянин из Ярославской губернии П. Телушкин помог решить проблему иначе. Используя лишь веревочную лестницу, он поднимался на огромную высоту и ремонтировал скульптуру, за что и был удостоен огромной чести получить медаль, денежную премию и право бесплатно пить во всех кабаках.

Четыре года спустя деревянные конструкции шпиля вновь потребовали реставрации, но только в 1857—1859 гг. это стало возможным. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела. В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял место на вершине шпиля.

Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года во время запоздалого празднования 250-летия города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки, но на полную реставрацию средств тогда не хватило. Прошло еще 30 лет: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас фигуры потерял 70% своих несущих способностей. В 1991 году фигура крылатого хранителя города была полностью демонтирована. Десятки специалистов вложили свой труд в ее возрождение, которое завершилось в 1995 году. Еще одна реставрация ангела была проведена в преддверие празднования 300-летия города — в 2003 году.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ АНГЕЛ

Ангел, венчающий Александровскую колонну на Дворцовой площади, является, пожалуй, одним из самых известных и узнаваемых в Петербурге. Сотворил эту колонну в 1829—1834 гг. архитектор Огюст Монферран – знаменитый создатель Исаакиевского собора. История возведения Александровской колонны изложена в альбоме, изданном Монферраном в 1836 г. под названием «План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру». Весь процесс, связанный с поисками нужного монолита в карьере Пютерлакса, с доставкой его на специальном судне в Петербург, выгрузкой и транспортировкой на Дворцовую площадь, а также момент открытия памятника изложены в этом труде со всеми подробностями.

Поэтому, не останавливаясь на описании всех работ, хотелось бы уделить внимание лишь истории венчающего колонну ангела. Первой идеей архитектора было расположить на месте этого знаменитого небесного хранителя фигуру самого Александра I в античных одеждах. Более того, на самом раннем проекте монумента от 1829 г. колонна была увенчана просто православным крестом без ангела. Но затем, по настоянию императора Николая I, на чертежах все же появилась фигура ангела с ликом Александра I и перстом, указующим в небо, а православный крест был заменен на «общехристианский».

Итак, по утвержденному проекту колонна должна была быть завершена скульптурой ангела, причем по величайшему повелению Николая I «лик статуе дать покойного императора Александра I». Из всех пред¬ставленных моделей была выбрана модель скульптора Б. И. Орловского, который в течение восьми месяцев вылепил в глине и отлил в гипсе фигуру ангела в проектную величину. Вопрос о размерах, как самой фигуры, так и основания под неё, вызвал многочисленные споры в Комиссии построения: были высказаны мнения об уменьшении его величины. В результате тщательного обсуждения и голосования члены Комиссии пришли к решению, что следует понизить пьедестал и полусферу, фигуру ангела не увеличивать и отказаться от позолоты. Итоговая высота скульптуры составила 4,26 м.

Все эти превращения связаны с тайной ухода императора Александра I от бремени власти в Таганроге в 1825 г. По одной из версий, Александр не умер, а ушел в монашество. Император Николай создал памятник человеку, избравшему крестный путь. «Не будь сложения сана Александром Первым, не могло быть такого монумента… вместо заурядного столпа, первоначально утвержденного, прославляющего в основном победы императора Александра I, фактически создается монумент, похожий на гимн человеческому духу, выраженный на языке пластики так, как это невозможно было бы сделать словами». История создания «Александрийского столпа» отражает и ту двусмысленную ситуацию, в которой оказался французский архитектор О. Монферран, вынужденный сооружать памятник победителю своего Отечества. Торжественное открытие монумента состоялось ровно через два года после установки колонны на пьедестал — 30 августа 1834 г.


Тучи сгустились над ангелом сразу после революционных событий 1917 года. Так, бывший член Государственной думы В. В. Шульгин, побывав нелегально в Советской России в самый разгар нэпа, оста¬вил воспоминания, в которых есть описание попытки большевиков изменить внешний вид Александровской колонны: «И вот мы пришли на удивительную площадь, что против Зимнего дворца. Здесь «они» сделали только одну гадость: сняли красивую решетку, с императорским вензелем, которая была вокруг Зимнего дворца. «Они» говорят, что это позднейшая пристройка, которая испортила первоначальный план, но на самом деле, конечно, из-за вензелей... Но единственная в мире Александровская колонна стоит исполинской свечой среди площади. Умора была с этой ко¬лонной! «Они» ее не решились тронуть, но ужасно им не нравился ангел, что наверху. Так вот «они» соорудили этакий колпачок, довольно художественный, чтобы Ангела прикрыть. Но как его туда надеть? И вдруг нашлись: с воздушного шара. Чуть ли не весь Петербург собрался смотреть. Хохотали до упаду. Только этот шар наведут к колон¬не, а ветерок чуть-чуть подует... Отъехал! И несчастные в корзине болтаются со своим колпаком! В толпе крик, улюлюканье. Целый день возились. К вечеру бросили! Оставили ангела в покое».

У большевиков возник план заменить ангела на красноармейца, а после смерти Ленина на его изваяние 10-метровой высоты. А. В. Луначарский написал Г. Зиновьеву, поддержавшему этот проект, секретное письмо. Там были слова: «Идея ужасающе нелепая». На это письмо Зиновьев наложил резолюцию: «Ну их к черту! Оставьте им колонну с "ампирным "ангелом».

Во время блокады колонна была повреждена в нескольких местах осколками снарядов. В 1963 году памятник был отреставрирован (руководитель работ — реставратор И. Г. Блэк, бригадир Н.Н. Решетов), а в 2002—2003 гг. была проведена еще одна комплексная реставрация памятника. В начале 2004 года состоялась церемония открытия воссозданной ограды Александровской колонны, которую демонтировали в 1934 году.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ АНГЕЛ

Замыкающим звеном в «треугольнике ангелов Петербурга» является скульптура, которая появилась на куполе церкви Святой Екатерины на Васильевском острове уже в первой половине XIX века. К сожалению, история сохранила для нас мало сведений об авторе этого произведения, на долю которого выпала столь печальная судьба. «…Крылатую фигуру Архангела исполнил резчик Гусев, охтянин…» — такова, пожалуй, вся информация о создателе этого неповторимого образа из дерева и свинца. Необходимо отметить, что в руках ангела первоначально находился медный вызолоченный через огонь крест. Уже тогда у этого небесного заступника появилось первое «прозвище». Некоторые петербуржцы называли его «Черным ангелом», так как свинец, которым был обит деревянный каркас скульптуры, выглядел очень темно на фоне серого питерского неба.

Как оказалось, столь мрачные ассоциации, к сожалению, получили обоснование благодаря усилиям советской власти. В январе 1933 года президиум Василеостровского райсовета удовлетворил ходатайство Гидрологического института и передал здание храма для организации лаборатории. Очевидно, для того, чтобы венчающая купол скульптура более соответствовала новоиспеченному «храму науки», активные василеостровские атеисты буквально вырвали крест из рук ангела. Именно тогда и появилась острота о церкви с пионером на куполе. Она прижилась, поскольку лишенный креста ангел действительно сделался схожим с пионером, поднявшим руку в салюте.

Удивительно, что во время Великой Отечественной войны скульптура ангела осталась невредима, ведь она могла быть идеальной мишенью для немецких орудий.

Новый этап в жизни всего храма и его ангела начался совсем недавно. В начале 2000-х были проведены обследования состояния скульптуры на куполе. К сожалению, выяснилось, что беды, выпавшие на долю екатерининского ангела, не прошли даром. Небесный Вестник, лишённый креста, начал разваливаться и, чтобы предотвратить окончательное его разрушение, пришлось делать скрепы, обвить тросами тело ангела, скрепить растяжками крылья. Однако уже тогда было ясно, что это лишь временные меры и уже ничто не может спасти обветшавшую фигуру хранителя. Выход был только один – демонтировать старую оригинальную скульптуру и заменить её на современную копию. И вот 15 декабря 2004 года с помощью вертолета старый ангел покинул купол церкви и занял свое место на помосте, приготовленном в церковном дворике. По крайней мере, из всех петербургских ангелов, он стал единственным, кому удалось полетать... У петербуржцев же тем временем появилась возможность полюбоваться сразу же на двух екатерининских ангелов – оригинал и копию. Теперь уже не за горами тот день, когда Ангел вновь займёт на куполе своё место. Согласно самым оптимистичным прогнозам, это произойдет уже в будущем 2011 году.

***

Подводя итоги всему вышесказанному, заметим, что каждый петербургский ангел имеет довольно нелегкую и полную преодолений судьбу. И если Петропавловскому ангелу пришлось сражаться с бурными ветрами и природной стихией, то Александровскому и Екатерининскому — с коммунистами и идейными фанатиками. Но все они выстояли — и это самый хороший пример, который только может подать небесный посланник человеку. Мы же с нетерпением ждем тот момент, когда недостающее звено цепи — ангел церкви Святой Екатерины — вернется на свое законное место.

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

4 комментария »

  • Галина пишет:

    Какой замечательный материал!!!Огромное спасибо!!!

    Цитировать
  • Глафира пишет:

    Очень интересно было читать. Особенно впечатлили ангелы псковские и новгородские. Они не какие-нибудь декоративные, или фривольные, или с пустым взглядом как в Европе, а настоящие посланники божьи: строгие, глядящие прямо в душу. Наверное, верующих они приводили в смятение, особенно, если смотреть на них в церкви.

    Цитировать
  • Ольга пишет:

    ОЧЕНЬ НУЖНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!!! А ТЕПЕРЬ МОЖНО И ФОТО С НОЧНЫМ СВЯТЯЩИМСЯ ТРЕУГОЛЬНИКОМ ДОБАВИТЬ!

    Цитировать
  • Полина пишет:

    спасибо. действительно приятный сайт с хорошим наполнением)

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: