Главная » Пульс вечеров

А сейчас поет… Элтон Джон!

14 декабря 2010 7 комментариев

— Товарищи! Как вы знаете, Дитер Болен... И серьезно.
Ринго — Стар. Эдуард — Хил. А Элтон вообще — Джон!

Сэра Элтона Геркулесовича Джона (Elton Hercules John) знают все. Особенно в России, куда этот эксцентричный капиталистический исполнитель каким-то чудом впервые проник ещё в незапамятном 1979 году. Поэтому вовсе неудивительно, что когда летом 2010 года на улицах Петербурга появились первые афиши, анонсирующие новый концерт звезды мирового масштаба совместно с гениальным перкуссионистом Рэем Купером, всё пришло в движение. Фанаты и поклонники, памятуя о недешёвых билетах на прошлые концерты, начали активно копить средства, будущие VIP-посетители ринулись закупать новые меха и бриллианты для модного концертного дефиле, а журналисты ударились в обычные словоохотливые рассуждения на неисчерпаемую тему «жизни и творчества».

Все они встретились 13 декабря в 20:00 в петербургском СКК. Надо сказать, что шумиха, неизменно сопровождающая многострадальную жизнь глубокоуважаемого сэра, обычно сильно отвлекает, и даже мешает восприятию его музыки. Однако на этот раз памятное сочетание имён Элтона Джона и Рэя Купера вызвало во многих непреодолимые ностальгические воспоминания о концертах 1979 года. Тем более что тут, безусловно, есть что вспомнить. Вооружившись документальным фильмом с «бондианским» названием «В Россию с Элтоном» («To Russia with Elton»), сознательные меломаны воскрешали лучшие моменты этой необычной для Советской России гастроли. Те легендарные концерты прекрасно характеризуют скромные и незатейливые афиши «Госконцерта», полные аншлаги все 4 майских дня подряд в БКЗ «Октябрьский», идолообразные зрители, хорошо сохранившиеся на видео, ну и, наконец, яркая внешность музыкантов, сильно контрастирующая с окружающей советской действительностью. Помимо этого, Элтон порадовал тогдашнюю публику эффектными номерами с распитием «Столичной» на сцене и исполнением попурри из запретных тогда песен “The Beatles” «Back in USSR» и «Get Back». Остается только прибавить к вышесказанному воспоминания очевидцев о трехдневных очередях за дешёвыми (всего 5 рублей), но, увы недоступными билетами, об отчаянных поисках подземных ходов в московский концертный зал «Россия» и о сотрудниках добровольных дружин, которые зорко пресекали любые проявления фанатизма.

Организация гастролей 1979 года также несла в себе все приметы хорошо знакомого нам идеологизированного пафоса. Одно только торжественное традиционное вручение огромных цветочных корзин чего стоит! Правда, будущего сэра Элтона это не впечатлило и даже напугало: «Вы что, собираетесь меня похоронить?» — возмутился он. Но было и хорошее. Например, регламентированное наличие обширной культурной программы. В результате вышеупомянутый документальный фильм обогатился видами Ленинграда и Москвы образца 1979 года – диковинным зрелищем для большей части западной публики тогда, и очень милыми для нас теперь.


Программки концертов 1979 года, вообще, можно назвать истинным шедевром советского переводческого искусства. Конечно, интерпретировать названия и лирику всегда крайне сложно, но так извращённо подойти к этому вопросу могли только в 1970-е: игривая “Part-time love” обернулась болезненной «Временной любовью», а исполнявшуюся Элтоном песню Нормана Уитфилда «I Heard It Through The Grapevine» («До меня дошли слухи») в Советской России мастерски перевели как «Я услышал это у виноградника». И это не считая такого перла как «Космонавт»-«Rocketman» (хорошо хоть не песня о Юрии Гагарине). Название альбома, в поддержку которого тогда выступал Элтон, также не укладывалось в советскую действительность. В итоге в СССР вместо «A single Man» вышла пластинка «Поет Элтон Джон». Действительно, к чему в нашем здоровом социалистическом обществе этот нелепый «одинокий мужчина»?

Чем руководствовались строгие советские «музыкальные» чиновники, вызывая из-за железного занавеса именно Элтона Джона, наверное, навсегда останется загадкой. То ли они действительно вдохновились талантами музыканта вкупе с его классическим инструментом, то ли думали, что шокирующее шоу Элтона и Рэя раз и навсегда отвадит советских граждан от идеи идолопоклонства перед Западом. Как бы там ни было, это уже история, причём совсем не скучная, и недавно даже получившая приятное продолжение…

13 декабря 2010 года ощущение дежавю усиливалось по мере приближения к СКК. Не Октябрьский, как в 1979 году, но построенный примерно в то же время и открытый в 1980 году спортивно-концертный комплекс практически полностью сохранил свой первозданный облик – даже бюст В. И. Ленина остался на месте. И напрасны были убеждения организаторов в том, что им под силу создать в этом изрядно потрёпанном лихими 1990-ми здании современные «зоны повышенной комфортности». Обещанные мягкие диваны диковато смотрелись на неприкрытом бетонном полу, а о меню так называемого буфета без грусти не вспомнить – растворимый кофе «3 в 1» и разложенные под прозрачной плёнкой классические бутерброды с сыром, рыбой и колбасой. Однако нельзя не признать, что невольно созданная атмосфера увядающей совдепии, в принципе, хорошо подходила для ностальгического концерта. Вдоволь набродившись по обшарпанным полутёмным лестницам и этажам СКК, публика приступила к длительной процедуре рассаживания по местам. Тем временем, сэр Элтон Джон вовсе не собирался томить зрителей длительным ожиданием, и появился на сцене всего с 20-минутным опозданием. Жаль, что нравы в России за 31 год претерпели серьезные перемены, и практически на протяжении всего концерта огромные массы людей активно перемещались по залу. Даже не хватало как-то по-настоящему строгого голоса советского диктора, который бы властно всем объявил: «Уважаемые товарищи! Займите, пожалуйста, свои места! Наша концертная программа идет без антракта. А сейчас — поет Элтон Джон!». Хотя на нынешнюю публику это вряд ли бы подействовало.

Всю первую часть выступления (примерно полтора часа до появления Рэя Купера), на сцене был только сэр Элтон и его фантастический рояль. Оказалось, что сей инструмент благодаря фирменной игре маэстро и хитрому механизму обработки звука может свободно заменить собой все остальные традиционные составляющие поп-рок-групп. При этом во время длинных фортепианных пассажей возникала совершенно особая атмосфера почти классического филармонического выступления. А благодаря большим экранам, расположенным по обеим сторонам от сцены, можно было насладиться изображением ловких пальцев маэстро во время излюбленных им музыкальных импровизаций. Правда, стоит признать, что такой подход к организации шоу не всем пришелся по душе. «Как-то скучновато», — отметил угрюмый молодой человек, насквозь пропитанный пивными парами. Очевидно, в Филармонию наш среднестатистический гражданин не заглядывал уже давно.

Ещё одной проблемой для некоторых зрителей стала недостаточная осведомлённость в творчестве исполнителя. Многих удивило то, что сэр Элтон предпочел разбавить традиционную хитовую программу подзабытыми песнями 1970-х годов и даже включить в сетлист три песни с нового альбома “The Union”. И хотя исполнитель добросовестно объявлял и комментировал практически каждую композицию, многие были не готовы воспринимать что-то новое или даже хорошо забытое старое. Тут уж поневоле начнёшь ностальгировать по советским концертным программкам… Впрочем, публику можно понять. Дело в том, что музыка, сочинённая Элтоном Джоном и поэтом Берни Топином (Bernie Taupin) не так уж и проста, как кажется на первый взгляд. Она представляет собой мощный сплав из красивой замысловатой лирики и отточенных музыкальных мелодий. Это уже нечто большее, чем просто развлекательные песенки, которые даже не хочется укладывать в традиционные рок-поп-соул, или ещё бог весть какие рамки. Кроме того, живое сольное исполнение даже широко известных хитов каждый раз заметно отличается от студийной записи. Выход из сложившейся ситуации только один – смотреть и слушать как можно больше и каждый раз открывать для себя новые грани творчества. Собственно, предлагаем так и поступить, оживив рассказ видеозаписями выступлений Элтона Джона разных лет.

Первым номером петербургского концерта стала мощная и узнаваемая баллада “The One” – произведение из вполне оптимистических для исполнителя 1990-х годов. К вашему вниманию – выступление сэра Элтона на британском телевидении в 1992 г.

Затем сэр Элтон поприветствовал всех собравшихся в СКК и отметил, что сегодня, как и много лет назад, он будет выступать исключительно в компании Рэя Купера. Далее последовали три песни с альбома с незамысловатым названием «Elton John» (1970 г.) — «Sixty Years On», «The Greatest Discovery» и «Border Song». Не будем подробно останавливаться на каждой из них, а скажем лишь, что «Sixty Years On» (в советской программке – «Ещё шестьдесят лет...») чем-то похожа на “When I’m 64” другого небезызвестного сэра — Пола МакКартни. Обе композиции – размышления на тему старости, созданные в годы юности. Вот только вариант Э. Джона и Б. Топина решен в минорном ключе и дополнен различными антивоенными реминисценциями.



Исполнение следующей песни «The Ballad Of The Boy In Red Shoes» сэр предварил рассказом о своем фонде по борьбе со СПИДОм и о том, что, возможно, он ещё вернется в Россию, чтобы продолжить сие начинание на наших необъятных просторах.

«When Love Is Dying» стала первой песней на концерте с нового альбома Элтона, записанного совместно с Леоном Расселом.

«I Guess That's Why They Call It The Blues» — нетленный хит 1983 года издания. Кстати, в великолепии этой песни не посмел усомниться даже компьютер. Мудрёная программа по определению долговечности и привлекательности музыкальных произведений дала этой композиции оценку в 764 балла, что в переводе на русский язык означает «выше всяческих похвал».

«Rocket Man», на которой уже давно стоит штамп «визитной карточки» сэра Элтона, вряд ли нуждается в представлении. Предлагаем оценить сольное исполнение, датируемое 1972 годом.

«Never Too Old (To Hold Somebody)» – ещё один пример современного творчества Э. Джона. Советуем полюбоваться на оригинальное исполнение песни вместе с Леоном Расселом.

Затем последовала «Nikita» — одна из самых знаменитых песен из репертуара сэра Элтона Джона. В своё время небезызвестный забавный клип на эту композицию можно было найти на видеокассетах в любом, даже самом дальнем уголке нашей необъятной Родины.

Далее зазвучала «Philadelphia Freedom» — успешный сингл, увидевший свет в 1975 году. По словам самого музыканта, сочиняя эту песню, он постарался создать настоящий 100-процентный хит. Видимо, Элтон остался доволен результатом, так как песня постоянно присутствует в его концертных программах.

Душевная «Sacrifice» в концертном исполнении заметно отличается от привычного альбомного варианта, заставляя по-новому оценить это произведение. Нужно отметить, что слушать эту песню в Санкт-Петербурге было особенно приятно, зная, что Элтон Джон решил не исполнять её день назад в Москве (там вместо неё звучала не менее трогательная “Tiny dancer”).

Завершить сольную часть концерта выпало на долю знаменитой «Your Song». Если продолжить проводить аналогии между творчеством двух уважаемых сэров Джона и МакКартни, то по известности и масштабности «Your Song» вполне может составить конкуренцию «Yesterday». Тем более что главным ингредиентом обоих песен стала яичница: первоначальное название будущего шедевра молодого Пола — 'Scrambled Eggs' («Яичница»), а соавтор Элтона Джона Берни Топин, в свою очередь, признавался, что сочинил слова песни, поедая за завтраком всё ту же яичницу.


Но вскоре под сводами СКК прозвучали первые аккорды “Funeral For A Friend” и на сцене появился долгожданный Рэй Купер. Критики потратили много слов и эпитетов, пытаясь описать его неповторимую манеру играть на всех без исключения ударных инструментах. На наш взгляд, все описания бесцельны – это нужно видеть и слышать. Предлагаем вспомнить, как дуэт Элтон-Рэй исполнял ту же “Funeral For A Friend”, удачно переходящую в “Tonight” в 1979 году.

Затем, не сбавляя темпа, Элтон и Рэй перешли к знакомой нам ещё по концертам 1979 года «Better Off Dead», которую советские переводчики окрестили многозначительным словосочетанием «Лучше – мёртвым».

Следующая композиция — запутанная история о человеке по имени «Levon» с альбома «Madman Across the Water» (1971 г.). Для сравнения предлагаем полюбоваться образцово-показательным исполнением этой песни, датируемым тем же 1971-м.

«Gone To Shiloh» – серьезное произведение с нового альбома, посвященное гражданской войне в Америке. Судя по названию, речь идет о знаменитом сражении при Шайло (апрель 1862 г.), снискавшем славу одного из самых кровопролитных в истории США. Благодаря энергичной ударной партии Рэя Купера в концертной версии песни было прекрасно передано ощущение тревожного военного марша.

Не уходя далеко от американской тематики, сэр Элтон порадовал поклонников исполнением песни «Indian Sunset». Когда-то давно в 1972 году он также удачно исполнял эту композицию в сопровождении симфонического оркестра.

Оставив в стороне серьезные темы, Элтон и Рэй сыграли «I Think I'm Gonna Kill Myself» — весёлую суицидальную песенку из сетлиста концертов 1979 года.

«Daniel» – ещё одна «именная» песня и вновь довольно запутанная история, над которой ломают голову критики и журналисты начиная с 1973 года. Но сомнений в её нетленности и трогательности ни у кого не возникало.

У следующей исполненной композиции — «Sorry Seems To Be The Hardest Word» — есть удивительная способность доводить до слёз большую часть прекрасной половины зала. Надо признать, что питерский концерт не стал исключением.

Не дав расчувствовавшимся впечатлительным слушателям опомниться, Элтон и Рэй сыграли несколько удачных импровизаций, перешедших в композицию под названием «Take Me To The Pilot». Советским гражданам она знакома под интригующим заголовком «Возьмите меня к пилоту».

Затем настало время для широко известной «Don't Let The Sun Go Down On Me», также в свое время подвергшейся дословному переводу как «Не давай солнцу опускаться на меня». Для полноты ощущений просто необходимо вспомнить, как Элтон исполнял её ещё в 1986 году в костюме «панк-Амадея»

Далее шла незабываемая «Bennie And The Jets». Став, наверное, одним из самых запоминающихся номеров советских концертов, эта песня и в 2010 году вызвала мощный отклик у публики – под её прерывистый ритмический рисунок vip-зона перед сценой была окончательно захвачена самыми ярыми почитателями талантов Элтона и Рея.

Не менее приятное впечатление оставила и следующая песня — «Crazy Water» – она же «Бешеная вода» в советской интерпретации. По завершении исполнения сэр Элтон благосклонно подписал с десяток пластинок и пожал несколько рук.

Затем сэр Элтон Джон ушел, чтобы вернуться и исполнить бессмертную «Candle In The Wind». Она стала настоящей наградой всем ценителям музыки. Правда, зажечь огоньки догадались немногие…

© проект SpbStarosti

Ещё по теме: отзыв на концерт Элтона Джона 7 ноября 2011 года в Ледовом Дворце

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

7 комментариев »

  • Людмила пишет:

    ВОСТОРГ!!!!!!

    ОТЛИЧНАЯ ПОДБОРКА ИЗ ВЕЛИКОЛЕПНОГО МАТЕРИАЛА!!!!!!!!!

    Цитировать
  • Ирина пишет:

    Отличная статья

    Цитировать
  • Лариса пишет:

    Даже не знаю, что и сказать: просто нет слов, чтобы выразить свои впечатления от концертов. Тогда в 1979, просидев идолом, вышла с открытым ртом и сейчас — уже не идолом, но вновь с открытым ртом. ЗВЕЗДА, что еще скажешь.

    Цитировать
  • Андрей пишет:

    Шикарный концерт!

    Настоящий образец звука и мастерства!

    Цитировать
  • Андрей пишет:

    Спасибо!

    Классный отчет о концерте 2010 плюс великолепная подборка 1979 года. Видео, афиша, программка с комментариями переводчика... У меня, кстати, жива до сих пор (программка). А в 1979 это и впрямь было СОБЫТИЕ, и сопоставимое событие случилось лишь через 10 лет (Pink Floyd, но тогда пришлось в Москву ехать...)

    Сайт очень интересен не только в музыкальной тематике.

    Спасибо еще раз!

    Цитировать
  • Alexander пишет:

    Slushajte, druzja!

    Vedj ja prekrasno pomnju, kak eshche v 1969 godu Elton John vystupal v 'Oktjabrjskom'? Mozhet takoe bytj? Togda on tozhe v toj zhe kepke byl, no vypil butylku suhogo v otlichie ot poslednego raza:) A Cooper bil v gigantskij gong.

    Kto mozhet proveritj? Eto byl voobshche samyj pervyj koncert. Potom, vrode god spustja Cliff Richard priezzhal, no ja ne hodil; eto byl, kak by 'estradnik'.

    Цитировать
  • spbstarosti (author) пишет:

    Уважаемый Alexander!

    Хронология событий такова:

    В 1969 году Элтон никак не мог выступать в СССР, так как записывал свой первый альбом «Empty Sky». Кепок тогда он ещё не носил, да и с Реем Купером пока не успел познакомиться. Интересно, что Элтону в те годы даже приходилось сочинять музыку для упомянутого Вами Клиффа Ричарда. В общем, это были первые неуверенные шаги будущего сэра...

    Кстати, Cliff Richard, действительно, «обскакал» дуэт Элтона и Рэя, так как его советские гастроли состоялись аж в 1976 году (в Москве и Ленинграде, естественно). Говорят, концерты тоже прошли на «ура» — как никак, а диковинный западный исполнитель, появившийся на эстраде даже раньше «Beatles»

    Ну и, наконец, Элтон и Рей в СССР были только один раз — в конце мая 1979 года. Тогда, собственно, советский зритель мог воочию увидеть кепку, костюм «стилизованный под казака», огромный гонг и т. д. Сам Элтон признавал эту гастроль эпохальным событием и называл «кусочком истории». После его возвращения в Англию даже начались переговоры о возможности приезда в СССР других западных звезд. К сожалению, вторжение советских войск в Афганистан сделало дальнейшие переговоры невозможными. В следующий раз Элтон приехал в Россию уже после перестройки.

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: