Главная » Пульс вечеров

Концерт группы «Пелагея» и записки злобного критика

17 января 2011 21 комментарий

Кому много дано, с того много и спросится
поговорка, основанная на цитате из Библии

Группу «Пелагея» вместе с ее голосистой вокалисткой все наперебой признают настоящим «национальным достоянием», ставят в заслугу участие в проекте легендарного Бобби МакФеррина, льстят вниманием самого Эмира Кустурицы… Многие критики действительно считают эту группу уникальным явлением на нашей музыкальной эстраде, воспевая её святую миссию популяризации русского фольклора в современном обществе. Вот и мы в надежде увидеть невиданное и услышать неслыханное оказались в зале БКЗ 13 января 2011 года на рождественском концерте Пелагеи. Народу собралось превеликое множество, а одна из зрительниц многообещающе возвестила: «сейчас будет русский народный рок!».

Открыла концерт «Рождественская» – стародавняя колядка, исполненная при помощи мощного вокала солистки и… сомнительного бренчания музыкальных инструментов. Удивление относительно качества звука возникло практически сразу, ибо не могло не возникнуть при наличии ушей. Концерт проходил в непривычном для коллектива акустическом формате, что никак не назовешь удачным экспериментом. Казалось, что если бы Пелагея пела без инструментального сопровождения, уровень которого оставлял желать лучшего, то впечатление получилось бы не таким смазанным, но это еще полбеды.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
«Рождественская» в исполнении Пелагеи

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
''Радуйся, земле'' в исполнении хора под управлением Федора Паторжинского

Коллектив, по всей видимости, очень сильно гордится «фирменными» обработками народных песен, совершенно не замечая однообразия и заурядности своих аранжировок. Помимо музыки большой акцент также делался на слова авторских шлягеров, сочиненные мамой Пелагеи Светланой Хановой, являющейся по совместительству еще и продюсером группы. Такая активная демонстрация родственных связей, честно сказать, сильно напрягала: казалось, что зритель пришел не на концерт, а на какое-то застолье в чужом семейном кругу. Не секрет, что для прогресса любого артиста совершенно необходимо участие профессиональных педагогов, независимый взгляд со стороны, конструктивная критика. В случае семейного подряда ни о каком серьезном продюсировании не может быть и речи просто потому, что ни одна мать, пусть даже при наличии целой коллекции дипломов, не умеет объективно оценивать таланты своего ребенка.

Что касается прозвучавшего на концерте репертуара, то получился опять-таки сваренный мамой суп из всего, что было под рукой: а давайте и славянские песни исполним, и казачьи народные приплетем, да и без цыганочки с выходом никак. Авторский же материал, хоть и стилизован под русские народные напевы, на деле же звучал отголосками творчества таких разных исполнителей, как Nightwish, Любэ и Людмила Сенчина. Совершенно неожиданным наказанием для слуха стало сольное исполнение одного из участников бэнда – труженик баяна затянул такую заунывную канитель, что хотелось порой выть на луну. А теперь, уважаемые знатоки, внимание, вопрос: и при чем же тут праздничная рождественская тема?

Такое многообразие представленного музыкального материала наводит на подозрение угодить публике всеми возможными средствами. Непреодолимое желание чем-то запить этот винегрет привело к тому, что некоторые дегустировали алкоголь прямо на своих зрительских местах, заливая безутешное горе от напрасно потраченного времени. Происходившее действо эстрадно-развлекательного характера никак не вязалось с имиджем фолк-рока, так настойчиво эксплуатируемым группой. Ещё более удручающе выглядели попытки Пелагеи расшевелить неподъемный БКЗ и непременно петь хором со зрителями. Под конец прозвучали изрядно потрепанные фразы из серии, что «надо делать добро» и все такое. Добро-то, конечно, делать надо (с этим никто не спорит), да только зачем же так кичиться своей благотворительностью, тем более что воспитанные люди занимаются этим молча.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Ольга Сергеева — «У зеленом у саду пташечка пропела»

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Группа Пелагея — «Пташечка»

Не будем более ударяться в субъективные впечатления, ведь были на концерте и зрители, которым всё очень даже понравилось. Оставшись наедине с горьким разочарованием, пошевелим в голове своими беспокойными мыслишками. Прежде всего, налицо парадокс – вроде бы и голос у исполнительницы очень сильный, и вживую-то группа работает, и молодцы, что народные песни из закромов достали, и хорошо, что свое пытаются сочинять, а вот музыкальной гармонии во всем этом как не было, так и нет.

На помощь приходит язык истории искусства, где есть такое понятие как «эклектика». Термин обозначает искусственное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение. Как творческий метод – это не есть плохо, но и не есть хорошо, просто всегда неоднозначно, противоречиво и незавершенно. Очень часто эклектика ассоциируется с отсутствием оригинальности, поверхностным заимствованием, противоречивым смешением. Приведем наглядный пример для сравнения. На представленной ниже открытке из «ART-словаря Д. Плаксина» изображена Венера Милосская. Созданная в эпоху античной классики, эта скульптура представляет собой образец чистого выдержанного стиля, где художественный образ необыкновенно целен и гармоничен.

А вот пример того же произведения в духе эклектики. Пожалуй, что комментарии были бы излишни. Такое слепить – дело нехитрое, даже не будучи семи пядей во лбу. Кто-то скажет: «новаторский эксперимент!» Допустим, да только вот эстетическое восприятие все равно не обманешь.

Как художественный метод эклектика очень обманчива: кажется, что все уже придумано, и остается только использовать знакомые элементы узнаваемых стилей и варьировать их по своему усмотрению. Это заблуждение породило в свое время очень много бездарных компиляторов, не способных придумать ничего нового. Но были и художники с хорошим вкусом, умевшие в эпоху эклектики создавать необыкновенно тонкие произведения искусства – такие фамилии как А. И. Штакеншнейдер, В. М. Васнецов или И. Я. Билибин все-таки не пустой звук.

Тем временем в творчестве группы «Пелагея» все склоняется скорее к механическому заимствованию, нежели к оправданному полету художественной фантазии. Можно начать хотя бы с оформления альбома «Тропы», где использован орнаментальный мотив из книги 1882 года «Русский орнамент в старинных образцах» в сочетании с современными рисованными портретами солистки. Весь этот «дизайн» приправлен эмблемами спонсоров, инородными шрифтами и прочими несуразностями, что еще раз наводит на мысль о безвкусном соединении элементов из разных временных эпох.



Мешанина музыкальных мотивов также очевидна: в рамках одного концерта непонятно по каким причинам вместе соседствуют и ритуальные «плачи», и веселые застольные, и народные хороводные. Внешний вид исполнительницы в шлейфах и фенечках никак не вяжется с её имиджем «простой современной русской девушки» и фразами из серии «клёвая песня». А вот и слова самой Пелагеи о свободном отношении к музыкальной форме: «…можно соединять Пинк Флойд и русский духовный стих. Почему нет?» Действительно, почему бы не скрестить утконоса с носорогом – глядишь, и новое чудо селекции!

Подводя итог всему вышесказанному, хочется заметить: работая в духе эклектики, соединять надо искусно, а не искусственно, руководствоваться правилом «умного выбора», а не городить все подряд. Голос у Пелагеи, конечно, прекрасный, да только вот те же самые народные песни в традиционном исполнении звучат намного убедительнее, так что все эти хваленые эксперименты пока «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

21 комментарий »

  • Ваня Сидоров пишет:

    А почему подписи нет под « рецензией» ...Семен Мойшович Кац -почему Вы стесняетесь своей фамилии?

    Цитировать
  • Лариса пишет:

    Ну что тут можно сказать, критика — она ведь тоже нужна, а то человек явно залюбовался собой. Да и трудно, наверное, сохранить трезвую голову, когда все вокруг восхищаются тобой с самого детства. Но, если смотреть на контрасте, то, может быть, это и «клевые» песни, но вот только души в них мало — один только голос.

    Цитировать
  • spbstarosti пишет:

    А почему подписи нет под « рецензией» ...Семен Мойшович Кац -почему Вы стесняетесь своей фамилии?

    «Достаточно знать, что речь идет о человеке — хуже все равно уже некуда» (Марк Твен)

    Цитировать
  • Анна пишет:

    Как не стыдно?Вот просто удивительно как не стыдно такие вещи писать?Да Пелагея почти единственный человек на нашей современной русской сцене,кто реально выпускает продукт высочайшего музыкального качества!!!Она каждую песню не поёт,а проживает.Аранжировки волшебные!!!И не увидеть и не услышать этого может только человек с отсутствием зрения и слуха!!!А насчет Светланы Хановой и родственных связей,так лучше бы у всех наших артистов в продюсерах были такие родители как она.Глядишь,может и артистов хороших было бы больше.Зависть-плохая штука.Стыдно...

    Цитировать
  • Лариса пишет:

    Критика нужна всегда и всем, чтобы задуматься, что-то изменить и идти дальше. И стыдить авторов здесь абсолютно не за что.

    Цитировать
  • Наталья пишет:

    Мда... Автор, сколько Вам заплатили за эту бредятину. да вы инвалид слуха и зрения, если верите в то, что пишите. как Вас земля Носит????

    Цитировать
  • Наталья пишет:

    Автор,Вас как земля носит??? Вы инвалид зрения и слуха!!!

    Цитировать
  • Наталья пишет:

    Критика нужна всегда и всем, чтобы задуматься, что-то изменить и идти дальше. И стыдить авторов здесь абсолютно не за что.

    Лариса, это же не критика, это откровенное поливание грязью)))

    Цитировать
  • spbstarosti пишет:

    Наталья

    «Фанатик — это человек, который не может изме­нить взгляды и не может переменить тему» (Уинстон Черчилль)

    Цитировать
  • Наталья пишет:

    «Фанатик — это человек, который не может изме­нить взгляды и не может переменить тему» (Уинстон Черчилль)

    Вы хотите сказать, что Вы объективны?))) Я не фанатик. Знаю, что группе есть куда стремиться. Но также знаю, что это не лабухи, какими выставили их Вы, а профессионалы (лауреаты международных конкурсов) с опытом международных выступлений. На самых высоких уровнях.

    И между прочим мама Пелагеи — ее самый большой критик. Поблажек ей не дает. А Вы, прежде чем писать глупости, учите матчасть. Текст на примитивном уровне.

    Цитировать
  • Лариса пишет:

    Я вообще не понимаю, чего все так распалились? Надо полагать, что Пелагея всем должна поголовно нравиться, так что ли? Нас только в СПб 5 миллионов живет и если кто-то выступил с критикой, значит его с землей смешать надо? Я вот совершенно против этих «волшебных аранжировок» — они только отвлекают, из-за них невозможно сосредоточиться на песне. И грязи, оскорблений я не вижу в статье. Таланта Пелагеи никто не умаляет. Другое дело, если комментарии пишут её фанаты, тогда объективного разговора не будет, а только какая-то истерика сплошная. Прошу прощения, если обидела кого-то.

    Цитировать
  • Наталья пишет:

    Надо полагать, что Пелагея всем должна поголовно нравиться, так что ли? Нас только в СПб 5 миллионов живет и если кто-то выступил с критикой, значит его с землей смешать надо?

    Лариса, в том и дело что это не критика. Тут никакого конструктива абсолютно. Пелагея не должна всем нравиться, но надо же адекватно аргументировать, а тут ни слова разумного.

    Цитировать
  • Лариса пишет:

    Ну почему же нет ни слова разумного? А мне понравилось сравнение с методом эклектики. Это же не значит плохо, просто соединение многого, что, собственно, группа Пелагея и делает — смешивает разные музыкальные стили. Вы успокойтесь и просто посмотрите под другим углом. Я повторяю, в том, что Пелагея наделена прекрасным голосом, никто не сомневается.

    Цитировать
  • Санников Петр пишет:

    Мне очень понравился концерт полностью, как и то что мы живем в целостном мире и у бурого медведя, именуемой Россией.Не было максимального пика,что умеет делать Пелагея- так такие мы ,не можем дотянуться до претворения закона в жизнь и чистой божественности. Самыми лучшими критиками являются дети, а их на концерте было предостаточно много и почти все тянулись к Поле. Она очень трогательно и чутко реагирует на проявление в жизни отношений в обществе, что проявляется и в зале, на мой взгляд, что и музыка профессионально- высоко отразила и звучание души в нашем обществе. Всем понравится не может свое отражение в зеркале, это может сделать только человек с нежной мягкой душой. Так держать ,Поленька, мы вас будем поддерживать и конечно по своему любить.

    Цитировать
  • Елена пишет:

    «да только вот те же самые народные песни в традиционном исполнении звучат намного убедительнее» если они звучат более убедительно, то почему многие люди их не шибко слушают?А многие начинают интересоваться фольклором только после исполнения Пелагеи? Значит именно ее исполнение народных песен нравится людям.

    Цитировать
  • Псой Стахич Замухрышкин пишет:

    Вот как раз после исполнения Пелагеи многие и начинают интересоваться фольклором!

    Цитировать
  • Анастасия пишет:

    Талантливая девочка. А многие комментарии здесь людей, которые даже и не были на концерте Пелагеи.Энергетика такая, что дух захватывает.А если не нравится Пелагея, то выбор есть. Слушайте Бабкину, Кадышеву. Вас же никто на аркане не тянет,,,,

    Цитировать
  • Максим пишет:

    Такое ощущение, что горе-автор сей статейки изначально хотел «опустить» музыкантов. Группа молодая и материал разный. Но Пелагее и её команде — огромное спасибо за творчество!!! Пишу как старый, с 25 летним стажем меломан. Так держать и больше альбомов, ребята!!!

    Цитировать
  • Николай пишет:

    К большому сожалению автор во многом прав.К сожалению потому, что есть безусловный талант, есть похвальное желание не растратить его по пустякам,есть заметное даже невооруженным взглядом стремление сеять разумное, доброе вечное... НО,этому брульянту явно нужен хороший огранщик. Будем надеяться, что таковой найдется и все происходящее это творческий поиск. Главное, чтобы он не затянулся...

    Цитировать
  • наталья павловна пишет:

    На концерте Пелагеи не была, но Пташечка безусловно лучше в исполнении Ольги Сергеевы, более того, как то расхотелось после Пташечки от Пелагеи идти на ее концерт.

    Цитировать
  • nebang пишет:

    Автор рецензии прав. Творчество группы «Пелагея» — это попытка подмены настоящего русского народного стиля полузападной-полупсевдославянской темой. В итоге получается химера, или нечто наподобие славяно-арийского бреда а-ля Хиневича или Трехлебова. Под этой красивой (не спорю) оболочной русскости-народности не скрывается никакого содержания кроме пиара и бабла. Впрочем, «пипл хавает».

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: