Главная » Пульс вечеров

Просто SADE

6 ноября 2011 Комментариев нет

Я счастлива, что у меня есть возможность создавать свои песни. Я отношусь к ним как к посланиям в бутылке. Мне бы хотелось просто швырнуть их в океан и понаблюдать, где они всплывут…
Sade Adu

Вот уже на протяжении почти трёх десятилетий музыкальный феномен под названием «Sade» существует вопреки всем суровым законам шоу-бизнеса. Ни доходящие порой до 10 (!) лет перерывы между выпусками новых альбомов, ни редкие гастрольные туры, ни категорический отказ обсуждать в прессе что-либо, кроме музыкального творчества, не способны повлиять на неувядающую славу Sade. Каждый раз, когда эта группа неожиданно возникала как будто бы из небытия, их новоиспечённые творения стремительно раскупались, а о билете на концерт не мечтал лишь тунгусский оленевод. Да и критики не могли напастись похвальных эпитетов, чтобы описать разворачивающуюся картину всеобщего обожания. Не удивительно, что когда в Петербурге узнали о предстоящем выступлении этого диковинного коллектива, все те, кто следит за пульсом музыкальной жизни города, стали по крупицам собирать скудную информацию о «загадочной Sade».

Надо сказать, что для многих вообще явилось открытием то, что Sade – это целая группа. Вот только названа она по имени бессменной главной вокалистки Sade Adu, по праву ставшей лицом коллектива. Госпожа Adu – основной автор песен, обладательница волнующего переливчатого голоса и запоминающейся внешности, в которой в равной степени отразились и знойные африканские корни, и сдержанное британское чувство стиля. Мы говорим Sade и сразу же воображаем звуки саксофона, точёный силуэт грациозной женщины, томно напевающей «Smooth operator» («Ловкий делец или сердцеед», а не «Звукооператор», как было принято подпевать этой песне в старые добрые советские времена). Впрочем, правильно ли мы произносим название группы – это тоже большой вопрос. Звукозаписывающая компания Epic, выпустившая первый диск коллектива, предусмотрительно оповещала всех слушателей, что название следует произносить как «Shah-day» (примерно Шадэй). На появившихся в Петербурге афишах крупными буквами чисто по-русски было выведено «ШАДЭ». Возможно, вовсе не следует искать правильного варианта, а просто ещё раз удивиться тому, что даже столь необычное и не вписывающееся в правила английской фонетики название не смогло повлиять на популярность Sade.


Группа Sade
Слева направо: Пол Денмен (Paul Denman, басс), Шадэ Аду (Sade Adu, вокал), Эндрю Хэйл (Andrew Hale, клавишные), Стюарт Мэтьюмен (Stuart Matthewman, саксофон, гитара)

Вообще же стремление избегать штампов, традиционных условностей и так называемых законов жанра – отличительная черта Sade. Они не пишут музыку просто, чтобы заработать денег или в очередной раз озаглавить модные хит-парады. Они выпускают альбом только когда им «есть, что сказать». Кстати, определить «язык», на котором говорит группа, долгое время не могут всевозможные классификаторы. Сначала их звучание называли «изысканной смесью ритм-н-блюза, фанка, соула и софт-рока». Когда в 2010 году вышел альбом «Soldier of love», критики выдали очередное определение – «совершенно поразительный и неожиданный техно-соул». Некоторые для краткости даже ввели новый термин «софисти-поп» — смесь всех вышеуказанных жанров, требующая от слушателя определённого эмоционального настроя. Однако с последним определением можно и поспорить. Удачнее было бы сказать наоборот — сама музыка Sade способна погрузить человека в особую успокаивающую атмосферу, создать неповторимое настроение. Кто-то даже элегантно определил, что эта группа «как будто пришла к нам из другой, параллельной вселенной», где по сей день звучат забытые ныне чистые, душевные и гладкие мелодии о любви, радости, печали, тоске и одиночестве. Вот такой спектр глубоко личных интимных чувств великолепно передает в своем творчестве Sade. И в этом кроется ещё одно удивительное свойство таланта исполнителей. Миллионы людей ценят их творчество, сопереживают лирическим героям песен, но миру практически ничего не известно о личной жизни исполнителей. Сама Sade Adu называет себя «100%-ным интровертом», редко даёт интервью и до сих пор «не может смириться с последствиями славы». Таким образом, группе удалось добиться невозможного. Благодаря «закрытой» политике журналисты, лишённые милых их сердцу светских подробностей, вынуждены были наконец-то обратить внимание на музыку Sade, присвоив при этом солистке негласный титул «загадочной богини души». Правда, на наш взгляд, в этом нет ничего мистического и загадочного. Так и должно быть, ведь музыкант на то и музыкант, чтобы говорить с публикой только с помощью голоса, аккордов и ритма.


Три сценических образа Sade Adu, 2011 год

Иными словами, за долгие 5 месяцев, в течение которых продавались билеты, будущим зрителям было над чем поломать голову в попытке определить, идти или не идти на таинственную Sade. К выводу о том, что пропустить концерт столь «редкой птицы» было бы глупостью, пришли многие. 5 ноября 2011 года ближе к 19:00 у Ледового дворца выстроились очереди из счастливых обладателей билетов. Вокруг всех входящих роились отчаянные тугодумы, лишь в последний миг осознавшие всё величие Sade и поэтому желавшие за любые средства «стрельнуть билетик».

Ближе к 20:00 — обозначенному в афишах времени начала концерта – энтузиазм масс начал на корню подкашивать какой-то ди-джей. Из его пульта извергалась музыкальная мешанина с грубым ритмом, которая звучала слишком громко для фона и слишком невнятно для «разогрева». И при этом не имела ничего общего с утонченной музыкой Sade. Как бы там ни было, но в течение почти часовой пытки слуха можно было подивиться на разнообразную публику, собравшуюся на концерте. Были здесь и разодетые представители брюзгливого бомонда, и трогательные парочки разных возрастов, и обсуждавшие тонкости музыкального восприятия друзья-меломаны, и даже подвыпившие девушки, очевидно, переживавшие очередную душевную травму…


Эффектное появление Sade на сцене

Наконец в районе 21:00 сцена погрузилась в дымчато-красные огни, и зазвучали первые маршеобразные аккорды заглавной песни с последнего альбома «Soldier of love». Из люка, открывшегося в полу сцены, царственно выступила Sade Adu. Знакомая причёска типа конский хвост, крупные серьги-кольца и ярко-красная помада, облегающая стильная чёрная одежда и высокие каблуки – казалось бы, за 30 лет ничего не изменилось. «Она, вообще, стареет?» — не выдержав, прошептала одна из слушательниц. «И не говори, прямо лучше, чем Мадонна выглядит», — вторила её изумлённая подруга. «Да ты что! – возразила первая, — до такой элегантности Мадонне как пешком до Марса».


Sade Adu и Стюарт Мэтьюмен (Stuart Matthewman)

Тем временем солистка уверенно продолжала выступление, тревожно напевая о том, как романтические отношения порой напоминают тяжёлые военные будни. За ней на специальных поднимающихся платформах расположились музыканты и огромный экран, проецировавший силуэты воинов. Основной состав группы Sade, включающий Стюарта Мэтьюмена (Stuart Matthewman, гитара, саксофон), Эндрю Хэйла (Andrew Hale, клавишные) и Пола Денмена (Paul Denman, басс) в этом туре был дополнен ещё двумя бэк-вокалистами и парой музыкантов, уютно расположившимися за ударными установками. Эффект от долгожданного появления группы был столь велик, что зрители готовы были на первых порах даже простить крайне несбалансированный звук: вокал Sade Adu часто заглушали волны баса. Впрочем, звукорежиссерам впоследствии удалось решить эту проблему.

Спев первую композицию, Sade Adu поприветствовала весь зал по-военному, ловко прикладывая руку к виску. Затем она произнесла стандартную речь, о том, какая это большая честь – выступать здесь, в России – загадочной стране, о которой ей рассказывал ещё дедушка. Приятной неожиданностью явилось и то, что разговорный голос Sade ещё ниже, чем знакомый по песням глубокий альт.


Sade приветствует зал

Тем временем впереди оставалось ещё два часа музыкального шоу. Над каждым из 21 песенных номеров, отобранных для текущего тура, плотно поработали художники-постановщики, тщательно продумав детали. Очевидно, и сама Sade Adu принимала в этом участие. Дело в том, что исполнительница в своё время закончила знаменитый лондонский Central Saint Martins College of Art and Design, и даже сделала главным креативным директором текущего турне выпускницу того же престижного вуза – Софи Мюллер (Sophie Muller). Плодом их совместных усилий явилось атмосферное действо, которое условно можно поделить на три части. Для каждой из них было избрано своё настроение, сценография и беспроигрышная смесь из старых и новых песен. К примеру, за немного мрачной «Soldier of love» последовала знакомая до боли «Your Love is King». Теперь ни у кого не осталось сомнений, что Sade – это целый коллектив великолепных музыкантов: мощные саксофонные соло Стюарта Мэтьюмена заслуживали не меньших оваций, чем плавные танцевальные движения и нежный вокал госпожи Adu.

Немного поностальгировав по 1980-м, Sade вновь вернулись к недавнему материалу, исполнив «Skin» — грустную песню о вынужденном расставании.

Впрочем, долго печалиться не пришлось, так как вскоре зазвучали аккорды оптимистичной «Kiss of Life». Во время исполнения этой песни на экране можно было увидеть зелёный луг, на котором вовсю резвилась веснушчатая Sade Adu.

«Love is Found» – ещё одно произведение с последнего альбома. Сценография с использованием силуэтного видео оказалась настолько интересной и соответствующей настроению песни, что по мотивам живых выступлений был даже выпущен видеоклип.

Завершая первую часть шоу, Sade ещё раз отметила, что чрезвычайно рада быть здесь, в Петербурге вместе со своей группой. Но бывают в жизни и другие, менее счастливые моменты. Призывая публику вновь немного погрустить, они исполнили композицию «In Another Time» и отправились за кулисы на небольшой перерыв.

Новое появление музыкантов на сцене предварял небольшой черно-белый видеоролик, сопровождавшийся закадровыми разговорами о «дамочках» и «гангстерах». Всё это было призвано освежить в памяти зрителей нетленный и, безусловно, главный хит группы – «Smooth Operator». Sade появилась на сцене в чёрных брюках со спущенными подтяжками, жилете и белой рубашке. Фирменные саксофонные соло, а также сдержанный и исполненный истомы вокал на фоне джазовой аранжировки звучали даже лучше, чем на студийной записи.

«Jezebel» — песня 1985 года, которая представляет собой диалог между низким и наконец-то развернувшимся в полную силу вокалом Sade и чарующими саксофонными партиями Стюарта Мэтьюмена. Несомненно, это исполнение стало одним из самых запоминающихся номеров петербургского концерта.

Очередная песня с последнего альбома — «Bring Me Home» — порадовала публику необычным решением декораций. Со всех сторон сцену окружила пелена из полупрозрачной ткани, на которой под стать песне транслировалось видео с уходящей вдаль дорогой. Очертания исполнителей едва проглядывались сквозь занавес. Сперва это вызвало недоумение среди зрителей («Забыли что-ли занавеску убрать», — прошептал один из догадливых слушателей), но затем публика, наконец, прониклась интересным эффектом.

Ещё две песни прямиком из 1980-х позволили по праву оценить необычное пение Sade Adu. Когда говорят о вокальных способностях этой солистки, то обычно не спешат указывать на широкий диапазон, как в случае с, допустим, Уитни Хьюстон. Сила Sade вовсе не в этом, а в идеальном соответствии настроения песни и её исполнения. Голос Sade может вдруг обнаружить недюжинную силу и взять заоблачные ноты в отчаянной балладе «Is It a Crime».

Тот же голос может звучать мягко, даже лениво и как бы не в полную силу, когда это оправданно самим произведением. Таким как, например, «Love Is Stronger Than Pride».

Ещё одна удивительная черта Sade – её готовность разделить славу с участниками своей группы. Исполняя спокойную композицию «All about Our Love», она отходит на второй план, вставая в одну линию с бэквокалистами.

Под конец зажигательной «Paradise», добавившей динамики в ход концерта, сцену полностью захватили два очаровательных чернокожих беквокалиста. Ребята сделали всё, чтобы расшевелить публику Ледового дворца: заставляли зрителей хлопать в ладоши и подниматься с мест, и даже вспомнили, что у нас в Петербурге есть такая сокровищница искусства как Эрмитаж. Сама же Sade незаметно удалилась, чтобы появиться уже в совершенно ином образе – женственном и нежном.

Завершающая и самая проникновенная часть концерта была открыта с помощью песни «Morning Bird». Говорят, что слова этой композиции пришли Sade в голову, когда она любовалась из окна на очертания деревьев во время дождя. И вновь полупрозрачная пелена с продуманным видеорядом, отделявшая исполнительницу от публики, помогла как нельзя лучше воссоздать обстоятельства сочинения этой лиричной баллады.

Во всем блеске нового образа Sade предстала во время исполнения мучительно-притягательной «King of Sorrow». К тому времени большинство сидящих в зале постигли ещё одну простую истину относительно оглушительного успеха шоу. Секрет гастролей Sade не только в тщательно продуманных декорациях, живом звуке, профессиональных музыкантах и чарующем голосе, но и в притягательной харизме самой исполнительницы. Она обладает особой манерой двигаться, держать микрофон и просто грациозно вести себя на сцене. Новый образ был призван ещё более подчеркнуть природную привлекательность Sade. Она появилась на сцене босиком, в белом облегающем платье и с распущенными волосами.

Более раскованная песня «The Sweetest Taboo» позволила солистке на время отвлечься от серьезных переживаний и, пританцовывая под громогласный ритм, поведать о радостном чувстве любви.

Две очаровательные баллады ещё раз напомнили о неповторимом исполнительском таланте Sade Adu. Первая из них — «Moon And Sky»- была выпущена всего год назад и уже завоевала любовь критиков и поклонников.

Песня «Pearls» увидела свет в 1992 году. Она рассказывает о горестях голодающей в Сомали женщины, которая из последних сил старается выжить. Из уст британской исполнительницы с нигерийским происхождением эта композиция прозвучала особенно впечатляюще, почти как молитва.

«No Ordinary Love» – один из самых знаменитых хитов коллектива, без которого не может обойтись ни один их концерт. Именно его они выбрали для того, чтобы стать одним из завершающих номеров.

Тёплая, согревающая «By Your Side» в сочетании с конфетти, падавшим на первые ряды партера, стала удачным прощальным номером. После исполнения этой песни Sade с присущей ей неспешностью представила каждого без исключения музыканта на сцене, рассказав о его образе и роли в коллективе. Выстроив всех в ряд, она заявила: «Мы навсегда останемся Вашими солдатами любви», — очевидно, намекая на название последнего альбома и на то, что второго такого тура может и вовсе не случиться.

Впрочем, после долгих и бурных оваций Sade и её группа все-таки вернулись на сцену и исполнили «Cherish the Day». Солистка вновь порадовала сменой гардероба, избрав ярко красное одеяние для того, чтобы взмыть на несколько метров выше сцены на специальной квадратной платформе. Название последней композиции говорит само за себя: это призыв наслаждаться текущим днём и даже моментом. Действительно, никогда не знаешь, чего ждать от Sade – десятилетнего молчания или новых гастролей…

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: