Тень поэта Кузмина и призрак композитора Нувеля – колдовство «Бродячей собаки»
Сомов Константин Андреевич
Портрет Михаила Александровича Кузмина
1909 год
Должно быть, каждый город с историей имеет свою мистическую особенность, но наиболее ярко она переживается в Санкт-Петербурге. Это «окно в Европу» позволяет также взглянуть на миры других времен. В особенно сырые дни Питер напоминает многослойный пирог, коржи которого испечены в разные годы трех веков. Вероятно, секрет очарования города заключен в этом рецепте.
Коридоры времени существуют по всему городу, и одним из них стал подвальчик «Бродячей собаки». Открывшись в 1912 году, он просуществовал всего лишь до 1915-го. Но эти три года жизни были насыщены поэзией Серебряного века в обрамлении расписанных художником Судейкиным стен. Имена Гумилева, Ахматовой, Маяковского, Мандельштама, Бальмонта связаны с этим местом. Это было литературно-артистическое кабаре, где устраивались представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.
Сцена из музыкально-кукольной мелодрамы «Неизвестный Кузмин. Серебряный век в романсе»
Недавно в легендарной «Бродячей собаке» состоялся вечер воскрешения несправедливо забытых гениев. Конечно же, забытых не всецело: бывало, где-то как-то проскользнут их имена по воздуху и останутся на слуху, но образы их с течением времени весьма скукожились. Один из литераторов Серебряного века, Михаил Кузмин — поэт, композитор и критик — был потерян по дороге из начала двадцатого века в двухтысячные. Другие имена его современников звучат сегодня гораздо громче. Он был одним из первых, кто разрабатывал свободный стих, был близок к объединению «Мир искусства», и даже испытал на себе влияние идей этого круга. Пользовались популярностью романсы на его стихи, часто и музыку к ним Кузмин писал сам. Композитор Вальтер Нувель и вовсе исчез со сцены — его произведения не исполнялись уже 80 лет. А ведь он был помощником Дягилева в подготовке «Русских сезонов» в Париже, организовывал вечера редкой музыки в Петербурге.
з.а. РСФСР Сергей Заморев (Вальтер Нувель) и Сергей Гранквист (певец)
Так в один осенний вечер во время одной музыкально-кукольной мелодрамы в подвал «Бродячей собаки» восстановить справедливость пришел сам Вальтер Нувель. Его мелодиями звучало пианино, а голос Сергея Гранквиста заполнял пространство стихами Кузмина. Романс за романсом все больше погружалась «Бродячая собака» в свое прошлое, во времена дореволюционные и иные. Тенями кукольными восставали перед зрителем образы Арлекина, Коломбины, Пьеро. А Вальтер делился воспоминаниями о своей эпохе. Он говорил о том, что время, как испорченный телефон, донесло до нашего поколения не все, да и совсем иначе. О том, что мир, в котором жили его друзья, чувствовал и переживал все гораздо тоньше; что женщины были изящнее и эмоциональнее. Говорил, что в двадцать первом веке живут люди без пола и без возраста... Слова его произносились со страстью, как крик души в тоске о временах ушедших и нравах позабытых.
Пьеро, Коломбина и Сергей Гранквист (певец)
Получилась такая музыкально-поэтичная экскурсия в Серебряный век, каким его знает не каждый, — к творчеству напрасно забытого поэта Михаила Кузмина. Для тех же, кто особенно проникся магией вечера, организаторы презентовали специальное издание «Александрийских песен» Кузмина с переводом их на немецкий язык, приуроченное к 140-летию поэта, с иллюстрациями художника Андрея Маевского и предисловием драматурга Александра Лакманна.
© проект SpbStarosti
Оставить комментарий или два