Главная » Театра злой законодатель

«Шут Балакирев»: небылица в лицах

31 октября 2010 Один комментарий

«Шут Балакирев» — это одна из хрестоматийных постановок театра В. Ф. Комиссаржевской, и об этом спектакле хотелось бы сказать сейчас несколько слов. Пьеса всегда вызывала довольно противоречивые и неоднозначные отзывы, и именно поэтому мы и решили обратить на нее особое внимание. Для неподготовленного зрителя начало пьесы было, мягко скажем, ошеломляющим: после того, как поднялся занавес и погасли все лампы театра, со сцены обрушилась какая-то страшная какофония не самого приятного для ушей текста. В ответ на одно из многочисленных шутовских ругательств две «культурные» дамы из зала очень сильно оскорбились и укоризненно заявили, что им «это не нравится!».

Заметим, что ни одна пьеса Григория Горина — автора таких шедевров как «Тот самый Мюнхгаузен», «Чума на оба ваши дома!», «Дом, который построил Свифт», — не вызывала столь нервозной критики, как эта. Да и режиссерам спектакля — Юлиану и Людмиле Панич — также пришлось нелегко, ведь задача состояла не только в том, чтобы воссоздать дух пьесы, но и не ранить, не спровоцировать зрителя. Дело в том, что кому-то некоторые реплики актеров показались непонятными и оскорбительными, а кому-то, наоборот, было смешно и забавно. Но все это даже не дело вкуса, ведь главная проблема заключается в том, что и сторонники, и противники «Шута Балакирева» не делают, казалось бы, очевидного — не судят этот спектакль по его собственным законам.

А на деле Григорий Горин всего лишь достоверно обрисовал, пусть и лубковыми мазками, но реально происходившие события среди реально живших людей и, подчеркнем, на реально существовавшем разговорном языке. Это вам не пафосная «Россия молодая» или слащавые «Гардемарины, вперед»! Здесь петровская эпоха звенит, шумит, гогочет, перекидываясь потехами и шутихами. Недаром ядром первого акта становится карусель из проказ дворцовой шутовской бригады во главе с самим государем Петром Алексеевичем (Геннадий Богачев). Здесь же и искрометные перепалки «высокородных» мужей, в чью из биографий не копни, так просто народные герои какие-то, волею судьбы да силою государя ко двору попавшие. Среди них и князь Меньшиков, и граф Ягужинский, и царица Екатерина – все это люди по-простому говорящие, благодаря чему к себе очень даже располагающие. И никакой министр Шафиров (интеллигент по тем меркам) со своими заграничными маслами справиться с ними уже не может.

Как только принимаешь все это, красота постановки сразу же открывается перед глазами. И мы видим, что уже в самом зрителе гордый пляшущий славянофил легко парирует удары продуманного западника. Достойный минимализм декораций, никуда не убегающих и не трансформирующихся в угоду модным веяниям высоких технологий, позволяет нам, не отвлекаясь, насладиться текстом и игрой актеров. Благо персонажи все получились сочные да колоритные. Взять хоть самого Ваньку Балакирева (Егор Бакулин) — просто загляденье как чешет! И семейка его под стать – одни словесные кульбиты, да острословия. Вот и женитьба Балакирева, которому удалось обхитрить самого царя, выглядит просто ураганной феерией звуков, музыки, слов и нескончаемого веселья.

Хотелось бы также отметить некоторые исключительные особенности именно этой постановки. Оглядываясь назад, на всем известную ленкомовскую трактовку «Шута...» Марка Захарова с такими титанами театра, как Олег Янковский, Александр Збруев, Николай Караченцов, которая ох как долго веселила народ московский да приезжий, нельзя не признать основное преимущество петербургского спектакля. Это, прежде всего, лиричные, почти сентиментальные, трогательные отношения царя «Петруши» и царицы «Катюши». Именно так, а не иначе, сидя друг перед другом, глядя глаза в глаза, государь и его возлюбленная со своим маленьким интимным миром становятся такими похожими на нас с вами. Этим миром так не хочется рисковать — так не хочется друг друга отпускать в холодную питерскую ночь. Персонаж женственной Екатерины, сыгранной Татьяной Самариной, выше всяческих похвал – это не истеричная безумная стерва от московских режиссерских решений, а мудрая любящая подруга государева, знающая и понимающая его как никто. Оттого и становится ещё горше, когда уходит Петруша, оставляя дворец в звенящей тишине с крикливыми нахлебниками да царским молчаливым изваянием.

И вот именно в этот момент зритель начинает догадываться, что пришел он на трагикомедию, что закончилась комедия, и теперь его ждет финал, где встанет он сам перед зеркалом, огромным и нужным. Ох, как нужным, ведь здесь и монолог Петра о Россее-Матушке, актуальный во все времена, и загробные рассуждения о рыбалке с просветленным Монсом, и бесконечные озарения самого Балакирева, который, как и многие шуты в нашей стране, становится святым...

Эту постановку вы всегда можете посмотреть в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, а мы предлагаем для сравнения познакомиться с мультфильмом «Шут Балакирев», основой для которого послужила уже не знаменитая пьеса Г. Горина, а весёлые рассказы, которые ходили о весельчаке И. Балакиреве в народе.

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Один комментарий »

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: