Главная » Великие и ужасные

Архитектурный портрет Михайлова 2-го

5 декабря 2010 4 комментария

«Кто такой Михайлов Второй?» — спросите Вы. – «Про Первого-то ничего не слыхали, а тут еще и Второй откуда-то взялся!» Отвечаем: Андрей Алексеевич Михайлов был одним из петербургских архитекторов эпохи классицизма, а «Второй» он потому, что его старший брат Александр Алексеевич также был архитектором с почетным званием Михайлова Первого, как и полагается по старшинству.

Русский классицизм подарил нам целую плеяду талантливых зодчих, среди которых мы знаем немало славных имен, а вот про Михайлова 2-го все как-то дружно забыли, и вспоминать не хотят. Возможно, причиной тому последующие перестройки многих его работ, а возможно, и просто нежелание обращаться к творчеству малоизвестных мастеров. Согласитесь, что такую вопиющую несправедливость надо непременно исправить! Сегодня мы скажем несколько слов о зодчем, который честно работал на благо города и построил в Петербурге немало красивых зданий. Поскольку сведений о Михайлове 2-м дошло до нас действительно не очень много, обратимся к его постройкам, и может быть, они поведают нам что-нибудь интересное. Словно мысли писателя, сказанные его книгами, жизнь художника, выложенная его картинами, портрет архитектора также нам видится в ореоле его зодчества...

Как и многие русские мастера того времени, Михайлов 2-й закончил Академию Художеств, где его учителями были такие признанные титаны архитектуры как И. Е. Стасов, Ф. И. Волков, А. Д. Захаров, а впоследствии он и сам преподавал в Академии, воспитав в свою очередь не менее талантливое поколение: А. П. Брюллов, К А. Тон, П. С. Садовников и другие были среди его учеников.

Все основные проектные работы Михайлова 2-го приходятся на первую четверть XIX века. В это время в моде был стиль классицизм, но мода, как известно, капризна и переменчива, и уже в конце 20-х годов новый император всецело увлечен историзмом, безжалостно критикуя все, что связано с отживающим свой век направлением. Классицизм становится вчерашним днем, а работающие в этом стиле архитекторы остаются ни у дел…

Однако пока еще Андрей Алексеевич был востребован, он успел построить в городе несколько достойных внимания памятников. Некоторые из них были впоследствии перестроены, некоторые остались в неизменном виде, но так или иначе, мы постараемся проследить творческий путь Михайлова 2-го с помощью этих построек.

Одним из первых проектов, осуществленных в 1801 году, стал дом купца Чанжина (набережная Фонтанки,163), который позднее, в 1857 году был кардинально перестроен по проекту архитектора Н. А. Сычева, в результате чего потерял свой первоначальный облик. Проект Михайлова 2-го подразумевал небольшую двухэтажную постройку, т.н. «дом с мезонином» — распространенный тип зданий, расположенных на окраинной территории города. Сегодня эта постройка выглядит совсем иначе, а как именно, можно посмотреть на фото.

Здание Российской академии (1-я линия ВО, 52) немного напоминает предыдущий проект, но с более репрезентативной отделкой. Это тот же «дом с мезонином», но его центральная часть обработана пилястрами ионического ордера, высокие арочные окна проходят по всему второму этажу, а первый этаж отделан рустом – все эти приемы усиливают вертикальную направленность композиции постройки. Это здание также неоднократно перестраивалось другими архитекторами, так что от работы Михайлова 2-го здесь остался только центральный корпус.

Недалеко от этой постройки находится церковь Св. Екатерины (Съездовская (ныне Кадетская) линия, 27/29) – еще одно творение нашего архитектора. Храм стоит несколько отступя от «красной линии» улицы – один из характерных приемов строительства конца XVIII века. Это крестово-купольное сооружение, где купол на высоком барабане в виде ротонды с колоннадой ионического ордера становится основной вертикальной доминантой церкви. К сожалению, и этот проект не избежал дальнейших изменений: в 1863 году со стороны западного фасада, который первоначально представлял собой 8-колонный коринфский портик, была сооружена колокольня.

Поскольку вся жизнь и деятельность нашего героя были связаны с Академией Художеств, некоторые его работы по проектированию и перестройке происходили непосредственно в самом здании Академии. Так, например, в 1817 году зодчий создал парадный нижний вестибюль, сохранивший до наших дней свою архитектурную отделку. Ранее на этом месте существовал сквозной проезд с набережной в круглый двор, а из проезда открытые лестницы вели на второй этаж. Неудобство заключалось в том, что зимой проезд заносило снегом, и стены с колоннами верхнего вестибюля покрывались льдом, постепенно разрушаясь. Задача перестройки заключалась в том, чтобы вписать новое функциональное помещение в уже существующее здание. Вестибюль получился строгим и сдержанным, а мотив расходящихся от него лестниц придает композиции некоторую динамичность.

В 1819 году наиболее существенной работой Михайлова в академическом ансамбле стал корпус «зоографического класса», предназначавшийся для рисования животных. Сегодня эту постройку можно наблюдать в неизменном виде: она расположена между 3-й и 4-й линиями В. О. и обращена своим главным фасадом в сторону здания Академии. В образном решении отразилось популярное в то время увлечение греческой дорикой. Это выражается в строгих лаконичных формах здания и в монументальном греко-дорическом портике из шести каннелированных колонн на невысоком стилобате.

В 1821—1826 годах Михайлов 2-й работает совместно с архитектором К. И. Росси и участвует в создании ансамбля Михайловского дворца. В этом ансамбле Михайлов построил здание Ордонансгауза (Комендантского управления) на Садовой улице, 3. Постройка интересна тем, что своим строгим классицистическим обликом она вполне созвучна со всеми окружающими зданиями, зато во внутреннем дворике можно наблюдать настоящее буйство мотивов итальянского Ренессанса. Оригинальный и выразительный облик дворика создается за счет арочных галерей и легкой колоннады с ажурной решеткой – здесь у архитектора получился настоящий итальянский внутренний дворик — атриум.

Здание Патриотического института (В. О., 10-я линия, 3), построенное Михайловым в 1824—1825 годах и охарактеризованное И. Грабарем как «блестящий образец петербургской дорики», совершенно утратило свой первоначальный облик в результате последующих перестроек.

То же можно сказать и о городском доме Дурново на Английской набережной, 16, который был построен архитектором в 1828 году и перестроен в 1840-е годы, а затем еще и претерпел изменения в 30-е годы ХХ века.

Лучшей из сохранившихся построек периода 1820-х годов следует назвать дом Корсаковых на Владимирском проспекте, 12 (ныне Театр Ленсовета). В ряду застройки этой части проспекта здание выделяется своим величественным колоссальным ордером, включающим 8 ионических колонн и завершающимся по сторонам пилястрами того же ордера. Характерный образец городского особняка первой половины XIX века, дом Корсаковых сохранил первоначальный облик главного фасада, проходящего по «красной линии» улицы.

На Свердловской набережной находится бывшая дача Дурново, перестроенная по проекту Михайлова в 1830-х годах. В XIX веке она представляла собой усадьбу с домом и прилегающим к нему парком. Объемный портик по всей высоте двухэтажного здания, обилие окон, выделение первого этажа как основного, расположение здания внутри участка, изолированно от соседних построек, — все это свидетельство специфики архитектуры загородного дома. По проекту Михайлова в этом здании были отделаны интерьеры, и некоторые из них сохранились до наших дней.

Отделка интерьеров – это одно из направлений работы Андрея Алексеевича. В 1822—1825 годах по его чертежам переделывались парадные залы второго этажа особняка Бобринского на Галерной улице, 60. Анфилада парадных залов вдоль садового фасада частично сохранила отделку помещений до наших дней — это парадная лестница, Красная гостиная, Белый и танцевальный залы.

Но лучшей работой зодчего по созданию интерьеров, была реконструкция Юсуповского дворца на набережной Мойки, 94. В 1830-х годах Михайлов значительно увеличивает здание и объединяет новые и старые помещения в единую анфиладу парадных залов второго этажа. Среди залов анфилады можно отметить Белоколонный зал, Красную и Синюю гостиные, Ротонду. Интерьеры Юсуповского дворца работы Михайлова — это блестящий образец отделки парадных залов первой половины XIX века, сохранившихся до наших дней.

Среди московских работ нашего архитектора можно отметить хорошо сохранившееся здание Мариинской больницы (ныне больница им. Достоевского). Интересно также, что проект Большого театра в Москве был первоначально разработан Михайловым и одобрен в 1821 году, но тогда на его постройку попросту не хватило денег. В дальнейшем, когда уже архитектор Жилярди взялся за этот проект, многое он позаимствовал из работы Михайлова.

Как уже было сказано выше, карьера А. А. Михайлова 2-го закончилась ровно тогда, когда классицизм с высочайшего соизволения был отправлен в отставку. В 1830 году Николай I посетил выставку Академии художеств и разгромил ее своей критикой. Михайлова 2-го отстранили от преподавания наряду с другими ведущими профессорами. После этого зодчий перестал получать государственные заказы на проектно-строительные работы, а в конце 1830-х и в 1840-х годах его имя уже не встречается среди действующих архитекторов. Сегодня же, когда грозный голос Николая I нам уже не указ, мы можем спокойно любоваться работами Михайлова 2-го как неотъемлемой частью классицистической застройки Петербурга.

© проект SpbStarosti

Также смотрите по теме:

Документальный фильм «Юсуповский дворец на Мойке»

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

4 комментария »

  • Лариса пишет:

    Всю свою жизнь думала, что мезонин это такая крыша над крыльцом дома, теперь понимаю недоуменные взгляды людей когда я ее так называла, хотя может быть они думали еще что-то. Надо сказать, что я, как простой обыватель, плохо разбираюсь в архитектуре и архитектурных терминах, но интересуюсь. Спасибо, что просвещаете, теперь многое понятно что есть что в здании. Очень понравились картинки со стрелочками, где все показано и названо. Безусловно статья хорошо и доступно написана, и ,конечно, фотографии подобраны просто классно! Вот, например, фото дачи Дурново, они рядом, а между ними 100 лет. Удачи!

    Цитировать
  • Ирина пишет:

    Спасибо за статью. Как всегда интересно и познавательно.

    Цитировать
  • Duawaygurdy пишет:

    большое спасибо было очень интересно прочитать

    Цитировать
  • Алла пишет:

    Спасибо за Михайлова 2-го! а куда же делась страничка «Вокруг церкви Святой Екатерины»?

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: