Главная » Ветропросвист экспрессов

Станция Пролетарская

26 октября 2011 3 комментария

Пора наконец станциям метро вернуть те названия, которые они имели до революции
Савелий Цыпин


И. Глазунов
«Метро»
1965 год
Холст, масло

Редкий петербуржец может точно указать, где находится и как выглядит станция метро «Пролетарская». Этот метровокзал не часто бывает на слуху, да и бытующее в народе краткое «Пролёт» как нельзя лучше отражает сложившееся положение дел. Согласно официальным данным станция является одной из самых незагруженных в городе, находится в промышленном районе и бесконечно далека, казалось бы, от культурных достопримечательностей Петербурга... Между тем, несмотря на все эти безрадостные факты, у «Пролетарской» просто дух захватывающая история.

Станция строилась в местах, которые смело можно назвать самой что ни на есть колыбелью русской революции. Здесь, на территории Невской заставы, в 1901 году состоялась знаменитая забастовка, известная ныне как Обуховская оборона. Затем сей промышленный район облюбовал сам товарищ Владимир Ильич, который не только активно продвигал свои идеи среди рабочего класса, но еще и в конке по дороге с Невской заставы успел основательно заприметить Надежду Константиновну Крупскую. Казалось, что огромное количество обосновавшихся здесь заводов и предприятий должно будет обеспечить будущей станции соответствующий пассажиропоток. Поэтому к созданию нового подземного «дворца коммунизма» посреди столь ответственного участка отнеслись как нельзя более серьезно. Происходило все это, как и водится по старой советской традиции, в рекордные сроки и с опережением графиков, а при проектировании станции даже впервые были задействованы ЭВМ — предшественники современных компьютеров. К отделке же подошли особенно тщательно: наземный круглый павильон сверкал обилием так называемых «стеклянных витражей», внизу пассажиров встречал огромный металлический серп и молот, а для облицовки стен даже в годы экономной экономики не поскупились на натуральный камень. В итоге горожане увидели одну из самых глубоких станций в мире с двойным каскадом эскалаторов, расположенную в зеленом сквере рядом с Невой.


Наземный вестибюль станции «Пролетарская» утопает в зелени
Фото 1984 года

Столь многообещающее начало сменилось, однако, эрой упадка. Пассажиропоток теперь уж совсем не тот, что прежде, поскольку окружающие «Пролетарскую» заводы медленно но верно превращаются в торговые центры. В 2005 году станция потеряла почетное звание самой глубокой в Петербурге, уступив его «Комендантскому проспекту» с проигрышем всего в каких-то 3 метра. Более того, в один прекрасный момент под угрозой затопления оказалось само существование «Пролетарской». В результате руководству петербургского метрополитена пришлось решиться на длительную, крупномасштабную и дорогостоящую реконструкцию станции. После ремонта задуманная как гимн героям социалистического труда «Пролетарская» вышла обновлённой, но произошло это уже на сугубо капиталистической основе. Мы же вернемся назад в 1960-е, когда товарищ Хрущёв пророчил нам полный и тотальный переход от социализма к коммунизму. Вот тогда-то и начинается полная тревог и волнений история «Пролетарской»…


Наземный павильон станции метро «Пролетарская»
Фото 2011 года

ПРОЛЕТАРСКИЕ ФАКТЫ

Дата открытия: 10 июля 1981 года
Местоположение: на пересечении улицы Чернова и проспекта Обуховской обороны
Варианты проектных названий: «Завод Большевик»
Тип конструкции: колонная, глубокого заложения
Глубина заложения: 72 метра
Архитектурные особенности: имеет пока единственный в городе каскад из двух эскалаторов
Архитекторы залов: Д. С. Гольдгор, Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталь, Н. А. Афошин (подземный зал); А. С. Гёцкин, А. В. Квятковский, И. Е. Сергеева (наземный павильон)
Общий среднегодовой пассажиропоток: 339.11 тысяч пассажиров в месяц
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «Билайн», «Tele2»
Код станции: ПЛ

ГОДЫ ПОИСКА: МЕСТО И КОНСТРУКЦИЯ

«Пролетарская» расположена на Невско-Василеостровской линии метрополитена, которой на современных схемах соответствует №3 и ярко-зелёный цвет. Эта ветвь петербургского метро по праву славится своими длинными перегонами и обилием закрытых станций типа «горизонтальный лифт» (то есть метровокзалов без боковых посадочных платформ). При этом самый длинный перегон от Площади Александра Невского-1 до Елизаровской простирается более чем на 4 км и является рекордным в России. Такие рекорды, однако, появились вовсе не по инициативе стахановцев, а по банальной причине нехватки времени и средств. Когда-то на этой линии предполагалось расположить гораздо больше станций, о чём недвусмысленно сообщает план развития метрополитена конца 1950-х годов.


План развития Ленинградского метрополитена к 1980 году
предположительно 1959 год
источник: podzemka.pro

Но, как говорится, планы планами, а сроки пятилетки поджимают. Вот и приняли решение поскорее построить линию за счёт уменьшения количества станций и применения новой более дешевой конструкции «горизонтальных лифтов». Еще одним оправданием подобного хода стали плохие природные условия: участок, по которому проходит трасса зеленой линии, считается одним из самых сложных и аварийных. Таким образом, каждая станция зеленой ветки стала «результатом большой напряжённой работы», а в случае с «Пролетарской» трудиться пришлось гораздо сильнее и активнее, чем предполагали в начале.
Итак, схемы развития ленинградского метро 1960—1970-х годов единогласно подтверждают факт, что станцию, которая обеспечила бы приток трудящихся к заводам Невского района, собирались строить всегда. Спорными оставались лишь три момента: название, точное местоположение и конструкция. Вероятно, сперва стремились сделать станцию неглубокого заложения (подобно «Московской» и «Звездной»). Относительно же точного первоначального места до сих пор нет полной ясности. На большинстве планов проектируемая станция отмечена совсем близко к Неве, но есть и такая схема, где «заводской» метровокзал смещен вглубь жилых кварталов.


Схема развития Ленинградского метрополитена
1962 год
источник: podzemka.pro


Схема ленинградского метрополитена
1972 год
источник: podzemka.pro

Второй вариант расположения говорит о том, что у будущей «Пролетарской», возможно, мог появиться конкурент в виде проектировавшейся, но неосуществленной станции «Щемиловка»:


Схема Невско-Василеостровский линии метрополитена, включающая нереализованные станции
Источник: metro.vpeterburge.ru

Также доподлинно известно, что вместо «Пролетарской» на карте петербургского метро вполне могла появиться станция с более конкретным названием «Завод Большевик» (в честь главного предприятия Невской заставы — нынешнего Обуховского завода). Именно такое проектное название чаще всего встречается на перспективных планах 1960—1970-х годов:


Схема ленинградского метрополитена
1973 год
источник: podzemka.pro

Все сомнения разрешились уже во время строительства линии, которое проходило в атмосфере «полной новых тревог, напряженного труда и деятельных поисков». Когда активно сооружались перегонные тоннели в районе станции «Ломоносовская», неожиданный «сюрприз» метростроевцам преподнесла сама природа. Внезапно произошёл взрыв метана, который прорвался в шахту вместе с плывуном, грозившим затопить строившийся участок. Эту опасную зону решено было «заковать в ледяную броню».


Перегонный тоннель на участке «Ломоносовская» — «Обухово»
Идёт укладка путей
Фото 1970-х годов

Более полугода ушло на ликвидацию аварии. Понятно, что о станции неглубокого заложения уже не могло идти и речи. Начатое в 1970-х годах строительство тоннельных перегонов от «Ломоносовской» к «Щемиловке» прекратилось. Образовавшиеся в результате этого тупики первое время использовались для «ночёвки» поездов, пока у третьей линии не было собственного депо за станцией «Рыбацкое». Сейчас же эти недостроенные тоннели служат безмолвным напоминанием о канувших в лету планах.


Заброшенный тоннель между станциями «Ломоносовская» и «Пролетарская»
Источник: metro.vpeterburge.ru

Теперь все силы были брошены на возведение станции с проектным названием «Завод Большевик». В сложившихся условиях этот метровокзал должен был находиться в стороне от опасного участка и на тот момент стать самой глубокой станцией ленинградского метро. Вот так случай перевернул все с ног на голову, и вместо неглубокой «Щемиловки» в Ленинграде появилась рекордная по глубине «Пролетарская».


Д. С. Мур плакат «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

Любопытно, что строительство новой станции постепенно начало обрастать бородатыми легендами, одна из которых гласит, что «....в ту пору городом руководил первый секретарь Ленинградского обкома партии Г. В. Романов, и, когда ему докладывали о строительстве ветки до «Обухово», он неожиданно спросил: «А где станция для рабочих объединения «Большевик»?». Проектировщики и метростроители тогда молча переглянулись, а Романов твердо сказал: «Если станции нет, ее надо построить. На «Большевике» работают тысячи человек». «Должна – значит будет!» – ответили тогда участники совещания... Так появилась станция «Пролетарская»...». Кстати, от названия «Завод Большевик» отказались лишь за два года до открытия станции. Руководство метрополитена, как всегда, сделало выбор в пользу более популярного варианта. Сейчас станций «Пролетарская» на просторах бывшего СССР насчитывается целых четыре штуки – в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Минске.


Московская «Пролетарская»


«Пролетарская» в Нижнем Новгороде


«Пролетарская» в Минске

ПРОЛЕТАРСКИЙ МАКЕТ

Как только определились с местоположением, глубиной и названием «Пролетарской», в дело вступили проектировщики. На исходе 1979 года создаются любопытные макеты и чертежи наземного и подземного вестибюлей будущей новостройки. Эти архитектурные изыски были представлены Градостроительному совету, который тут же подверг материалы тщательному анализу. Во-первых, архитекторов похвалили за то, что они «с особой ответственностью отнеслись» к созданию новых станций среди «памятных каждому ленинградцу мест, связанных с именами Ленина и его соратников, героической борьбой питерского пролетариата за освобождение».

Надо сказать, что зодчие, действительно, постарались на славу. Размышляя над обликом наземного павильона, они исходили из характера местности. На островке зелени, затерявшемся между промышленными зонами и Невой, стремились создать небольшое сооружение похожее на парковые постройки прошлых веков. Важным также являлось то обстоятельство, что станция располагалась на небольшом пригорке. В результате, основу композиции составил остекленный круглый эскалаторный зал, в котором находились кассы и необходимое оборудование. Этот главный объем окружили полукольцом служебно-технических помещений, располагавшихся в несколько ярусов в виде уютных террас. Эти «террасы» предназначались не только для технических помещений, но еще и удачно скрывали сильный уклон местности, на которой предстояло появиться «Пролетарской».


Станция «Пролетарская»
Проектный рисунок конца 1970-х годов

Фото макета наземного вестибюля без перекрытия дает очень наглядное представление о внешнем и внутреннем устройстве павильона. Единственного нарекания градостроителей удостоился лишь тамбур для входов и выходов, который на проекте слишком выступал из общего объема. Вполне справедливое замечание было учтено, и получившийся в итоге вестибюль стал более цельным и выразительным.


Фото с макета станции «Пролетарская»
1979 год

А для того, чтобы павильон органично смотрелся среди зеленых насаждений, решили оформить его исключительно с помощью натурального камня. Нижние ярусы предполагалось выполнить из плит шероховатого темно-красного гранита, а расположенные выше наружные и внутренние стены отделать светлым, напоминающим мрамор, сааремским доломитом. Безусловно, дополнительный декоративный эффект зданию придавало остекление центрального зала. Большие прозрачные стеклянные витражи, заключенные в алюминиевые рамы, днем пропускали в наземный вестибюль свет, а вечером создавали эффектную подсветку окружающей территории.


Наземный павильон станции «Пролетарская» поздним вечером
Фото 2000-х годов
Источник: metro.nwd.ru

Таким образом, создатели проектов сделали все, чтобы «Пролетарская» снаружи представлялась обычным парковым павильоном. Самая же главная идея «раскрытия темы «ведущей силы рабочего класса» запряталась глубоко внутри. Согласно новому проекту, два ряда эскалаторов – больших и малых — отделяли верхний «парковый» вестибюль от подземного, собственно «пролетарского». Подобная сложная схема понадобилась как раз из-за неблагоприятных условий строительства, о которых говорилось выше. Под стать определили и конструкцию: колонного типа из серии станций глубокого заложения.

Какое же образное решение нашли архитекторы, чтобы оправдать название «Пролетарская»? Главное эмоциональное воздействие должно было оказывать цветовое сочетание, основанное на противопоставлении бело-желтого и ярко-красного. Предполагалось, что облицованные светлым мрамором колонны будут поддерживать массивный фриз из красного полированного гранита, и это наводило бы на ассоциацию с развернутым красным знаменем – традиционной эмблемой рабочего класса. Такую иллюзию подкрепляло и особое освещение фриза «скользящими, падающими вниз лучами», которое помогало представить знамя в движении. В торце станции, на том же красном фоне приготовили место для еще одного хорошо знакомого пролетарского символа — серп и молот.


Станция «Пролетарская»
Проектные рисунки конца 1970-х годов

Проект, в котором разумное следование природным особенностям сочеталось с пафосным прочтением темы рабочего класса, естественно, с радостью утвердили. Правда, сразу же возникли сомнения в том, что удастся получить от промышленности необходимый ярко-красный гранит. Так что авторам на всякий случай порекомендовали поразмышлять над возможной заменой этому материалу, а также «освободиться от украшательств» и сделать проект «строже и выразительней». Надо сказать, что несмотря на тотальное стремление сэкономить государственные средства, проект был осуществлен практически со всеми «архитектурными излишествами».

ПРОЛЕТАРСКОЕ ОТКРЫТИЕ

Пока проектировщики готовили макеты, в шахтах пыхтели рабочие, бодро подгоняемые сроками «досрочного пуска станции», что были предусмотрены «социалистическими обязательствами, принятыми в честь XXVI съезда КПСС». Согласно установке свыше необходимо было «создать при строительстве подземных скоростных магистралей своего рода конвейер, который ежегодно «выдавал» бы ленинградцам новый участок». О невеселых последствиях такого подхода еще придется сказать в части, посвященной крупномасштабной реконструкции «Пролетарской». Пресса 1970-х, естественно, еще не подозревает о том, что спустя четверть века многое придется переделывать, и весело рапортует: работа по возведению новой станции ведется «высокими темпами и с опережением графиков» в сложных условиях глубокой заморозки грунтов.


Строительство наклонного хода «Пролетарской»
Фото 1970-х

Праздничным днем открытия стало 10 июля 1981 года. Отмечали пуск нового участка с пафосом и размахом. Газеты сообщали, что у всех тружеников Невского района теперь «отличное настроение», ведь значительно сократилось время на дорогу у работников завода «Большевик», объединения «Звезда» и других предприятий. Не обошлось и без традиционного митинга в честь очередной трудовой победы, который состоялся прямо у станции «Пролетарская». Когда читаешь заметки об этом торжественном собрании, создается впечатление хорошо продуманного спектакля. Первым выступил представитель власти — секретарь Ленинградского горкома КПСС В. Я. Ходырев. Он со всей важностью заявил, что «досрочный ввод нового участка — большое событие в жизни города». Затем слово предоставили рабочим. «Спасибо метростроителям за прекрасный подарок трудящимся Невского района, за новые километры метро и подземные дворцы станций», — сказал бригадир кузнечно-прессового цеха завода «Большевик». Ответом за признательность стала краткая фраза героя социалистического труда А. И. Мясникова – «На это мы ответим ударной работой!».


Торжественное открытие станции «Пролетарская»
Фото 1981 года

После выступлений митингующие отправились осматривать новоиспеченную станцию. По установившейся традиции первыми в распахнутые двери вошли герои дня – метростроевцы. Более того, в подземном вестибюле на фоне широкого розово-красного фриза, призванного символизировать трудовое знамя, помещались портреты лучших метростроителей. Не ударить в грязь лицом решили и работники метрополитена, которые «поддержали высокий рабочий ритм» и в день открытия объявили соревнование за право провести первый поезд по новому участку Невско-Василеостровской линии.

Среди всех традиционных для официальной советской прессы восторгов по поводу новой станции и церемонии открытия как-то особенно проникновенно звучат слова А. П. Дружинина – метростроевца с 30-летним стажем: «И все же пуск очередной станции переживаю каждый раз по-новому. Вот смотришь сейчас на сверкающий, нарядный вестибюль «Пролетарской» и диву даешься: неужели такой дворец-красавец сделали мы?». Новая станция, действительно, таила в себе много удивительного. К слову, менее чем через десятилетие «пролетарский» пафос этого сооружения станет неактуален. Из многолюдного «дворца для рабочих» она превратилась в ничем не выдающийся «Пролёт», который к тому же во многом пришлось переделывать.

ПАРАДОКС ПРОЛЕТАРСКИХ БУДНЕЙ

Суровая историческая действительность оказалась беспощадной к «Пролетарской». Сегодня, когда лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» звучит как отголосок давно минувших дней, мало кто способен оценить идею убранства вестибюлей этой станции метро. Забавно сравнивать описания современных журналистов с ожиданиями архитекторов. Если по замыслу проектировщиков наземный вестибюль должен был напоминать парковый павильон, то в глазах одного из нынешних корреспондентов «снаружи круглое здание метро напоминает бомбоубежище — толстые и низкие бетонные стены, земляной вал». Странно, но представитель прессы явно не заметил ни облицовки из натурального камня, ни «стеклянных витражей». «А если обойти здание с обратной стороны, — добавляет неугомонный автор, — увидишь настоящий мини-пустырь». И тут от глаз словоплета как-то скрылись служебные помещения метрополитена, которые примыкают к круглому центральному объему.


Наземный вестибюль станции «Пролетарская»
Фото 2011 года


Наземный вестибюль станции «Пролетарская», окружённый служебными помещениями метрополитена
Фото 2011 года

Не удивительно, что и подземный вестибюль нынче представляется пассажирам совершенно в другом свете. Главная идея зодчих – с помощью облицованного ярко красным гранитом фриза создать впечатление развевающегося знамени трудящихся — бесповоротно устарела. И только внушительных размеров серп и молот по-прежнему намекают на далекие светлые идеалы социализма…


Подземный зал станции «Пролетарская»
Фото 2000-х годов
Источник: metro.nwd.ru


Рельефная композиция «Серп и молот»
Фото 2000-х годов
Источник: metro.nwd.ru

Тем временем «Пролетарская» выгодно отличается от соседних станций именно благодаря своему уникальному архитектурному решению. Она находится между двумя крайностями: закрытой и строгой «Ломоносовской» и, наоборот, открытой и просторной «Обухово». «Пролетарская» же сразу поражает гармоничностью и единством убранства подземного вестибюля. Облицованные светлым камнем колонны разделяют пространство на три части. Повсюду пассажиров окружает облицовка из природного материала: путевые стены и колонны покрыты плитами белого и бело-розового мрамора, фриз и торцовая стена – красноватым гранитом, а пол набран из полированных гранитных плит разной расцветки. Помимо всего прочего даже буквы названия станции набраны из камня.


Путевые стены подземного зала метро «Пролетарская»
Фото 2000-х годов
Источник: metro.nwd.ru

Путь в верхний наземный вестибюль на «Пролетарской» весьма необычен. Дело в том, что в наклонном ходе станции установлен целый каскад из двух эскалаторов. Пока это единственная станция петербургского метро, где можно увидеть сразу 6 «лестниц-чудесниц». Чтобы выйти в город, нужно сначала воспользоваться первым малым эскалатором, затем пройти через небольшой промежуточный переход и, наконец, начать медленный подъем по второй «движущейся лестнице». Подобное решение связано с еще одним парадоксом — обслуживать один огромный эскалатор было бы технически сложнее.


Малый эскалатор метро «Пролетарская»
Фото 2000-х годов
Источник: metro.nwd.ru

Первое, что видит поднимающийся на поверхность пассажир — это перекрытие наземного вестибюля, испещренное множеством декоративных углублений. Сам же круглый кассовый зал просторен и светел. Все тот же натуральный камень, металл и стекло – таковы главные материалы, использованные для оформления вестибюля. Единственная декоративная вольность, которую позволили себе архитекторы – это пилон, формой отдаленно напоминающий распустившийся цветок.


Наземный вестибюль метро «Пролетарская»
Фото 2011 года


Пилон, поддерживающий перекрытие наземного вестибюля метро «Пролетарская»
Фото 2011 года

За 25 лет существования «Пролетарской» поблекли идеалы социализма, да и сама станция начала погружаться в небытие, что усугублялось еще и погодными условиями. Серьезная авария произошла в июле 2000 года, когда в результате обильных ливней потоки воды проникли в тоннели, где находилось электрическое оборудование. Если бы произошло замыкание, то последствия даже сложно вообразить. Однако вода атаковала станцию не только сверху, но и из-под земли. За четверть века искусственно замороженные грунты, в которых возводился наклонный ход станции, начали оттаивать. Способствовали этому сезонные паводки, дожди, а также расположение станции рядом с Невой. В итоге, «затрещала по швам гидроизоляция, прохудилась кровля, «поплыли» фундаменты наземного вестибюля». Был даже зафиксирован печальный рекорд: один раз в тоннелях «Пролетарской» вода поднялась на 40 см выше головок рельсов. Выход был только один – провести практически полную реконструкцию наклонного хода станции…

ПРОЛЕТАРСКАЯ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

После нескольких аварийных закрытий «Пролетарской» из-за угрозы подтопления, в начале 2000-х годов было принято решение о необходимости проведения капитального ремонта. Любопытно, что сначала назывался срок в 3 года (с 25 августа 2005 г. по 25 февраля 2007 г.), который затем сократили до полутора лет. В итоге станцию сдали еще на 3 месяца раньше — 17 ноября 2006 года. Хотя интерес «потянуть» время, безусловно, был. Дело в том, что сумма контракта на обновление «Пролетарской» составляла 125 млн. рублей, но, как известно, чем больше срок, тем больше выделяется средств. Но сотрудники ЗАО «Метроконтакт», выигравшего конкурс на проведение реконструкции, завершили все работы досрочно – не иначе как вспомнили славное пролетарское прошлое. В течение 16 месяцев ремонта станция была закрыта для пассажиров и поезда следовали мимо «Пролетарской» без остановки. Главное внимание уделили тому, чтобы полностью заменить вышедшие из строя бетонные и металлические элементы эскалаторного тоннеля. Необходимо было проверить все стыки, а в пустоты между конструкциями и породой под давлением закачать тонны не пропускающей влагу цементно-песчаной массы. Довольно лаконично охарактеризовал эти работы один из тружеников пролетарской перестройки: «Чуть не заново весь тоннель возвели».


Слева: эскалаторный тоннель станции «Пролетарская» до ремонта
Справа: процесс облицовки наклонного хода материалом рейнобонд

Завершающим штрихом стала облицовка наклонного хода специальным материалом – рейнобондом. Именно эта деталь сразу же привлекла внимание пассажиров, попавших на обновленную «Пролетарскую». Вместо привычного волнообразного свода, составленного из оболочек двоякой кривизны (по-научному — армоцементных зонтов) над наклонным ходом появилась белая обшивка из металлопластика. Это и есть знаменитый рейнобонд – современный легкий материал. Он удобен тем, что можно быстро удалить поврежденную «картинку» (именно так называют отдельные элементы) и всего за несколько минут установить новую. Более того, рейнобонд идеально подходит для борьбы с вандализмом, так как любые надписи легко стираются с его поверхности. В общем, новый материал и в воде не тонет, и в огне не горит, и неуместных рисунков не терпит.


Эскалаторный тоннель станции «Пролетарская», облицованный новым материалом
Фото 2011 года

Закончив глобальный ремонт наклонного хода и всех шести эскалаторов, реставраторы не могли оставить без внимания и вестибюли «Пролетарской». В нижнем вестибюле появилась скромная скамейка, которую расположили прямо под серпом и молотом. А в наземной части станции полностью заменили все стеклянные витражи, перебрали гранитные блоки пола, а также установили современные светильники и новые метрополитеновские маятниковые двери. При этом пространство вестибюля очистили от лишних торговых точек и увеличили количество кассовых окон с 3 до 5. Не забыли и об окружающей станцию территории, которую заасфальтировали и облагородили, полностью перебрав три ступени, ведущие к станции.


Наземный вестибюль станции «Пролетарская»
Фото 2011 года

Повторный ввод «Пролетарской» в строй 17 ноября 2006 года проходил на порядок скромнее, чем в 1981-м. На этот раз обошлось без митингов и громких речей. Станцию просто украсили лентами из разноцветных воздушных шаров, а право первым пройти сквозь обновленные двери дали рыжему коту.

КУДА ПОДАТЬСЯ ПРОЛЕТАРИЯМ?

Глубоко заблуждаются те, кто наивно полагает, что рядом с метро «Пролетарская» совершенно не на что смотреть. На самом же деле здесь просто нужно уметь выбирать направление. Если выйти из вестибюля метро, свернуть налево и следовать вдоль украшенных рекламой корпусов Обуховского завода (ныне часть из них занимает ТК «On»), то через дорогу откроется удивительная для этих мест постройка. Троицкая церковь (проспект Обуховской обороны, дом № 235) появилась здесь еще во времена Екатерины II, когда на этих местах располагалось село Александровское – загородное имение знатного вельможи А. А. Вяземского.


Наружный вид церкви Св. Троицы в селе Александровском, за Невской заставой
Фото начала ХХ века

Последний обладал оригинальной фантазией, ведь именно ему пришла в голову идея выстроить храм в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи. Осуществление этой задумки А. Вяземский поручил одному из лучших архитекторов эпохи – Н. А. Львову, который руководил строительством с 1785 по 1790 год. Так и появилась в десяти верстах от тогдашней столицы уникальная постройка. Само здание церкви решено в виде ротонды, а колокольня представляет собой четырехгранную пирамиду, прорезанную со всех сторон арками звонов. До сих пор эту действующую православную церковь, где хранятся многие важные реликвии, все называют по-простому – «Кулич и пасха».


Троицкая церковь на проспекте Обуховской обороны, 235
Фото 2011 года


Открытка начала ХХ века с изображением главных пасхальных блюд:
кулича и пасхи

Полюбовавшись на довольно древнюю по меркам Петербурга церковь, можно вернуться к метро «Пролетарская» и окунуться в атмосферу советского ХХ века. В нескольких сотнях метров от станции находится бывший Дворец культуры имени В. И. Ленина (проспект Обуховской обороны, дом № 223), построенный знаменитыми советскими зодчими В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом в 1920-х годах для рабочих завода «Большевик». Конечно, мало что в этом перестроенном здании ныне напоминает уникальный стиль конструктивизм, да и своего оригинального ленинского названия ДК лишился в 1990-е годы. Теперь это Культурный центр «Троицкий» — по-прежнему один из главных поставщиков культурно-образовательных мероприятий в Невском районе.


Культурный центр «Троицкий» (бывший Дворец культуры имени В. И. Ленина)
Фото 2011 года

Миновав небольшую зеленую зону около ДК – все, что осталось от существовавшего когда-то большого парка, – следует выйти на улицу Ново-Александровская. Тут находится уникальный деревянный домик, сохранившийся аж с 1894 года (Ново-Александровская, 23).


«Домик Шелгунова» — музей «Невская застава» на улице Ново-Александровская, 23
Фото 2011 года


Музей «Невская застава». Вид со стороны улицы Шелгунова
Фото 2011 года

Такие дома строили для рабочих, здание делили на небольшие отдельные квартиры, где проживали по четыре семьи. Именно здесь поселился В. А. Шелгунов – простой пролетарий, который особенно сильно вдохновился идеалами ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Не удивительно, что в гостях у этого активиста в предреволюционные годы не раз бывал сам Владимир Ильич, охотно рассказывавший всем желающим об идеалах марксизма и многочисленных недостатках капитализма. А потом В. А. Шелгунова арестовали и выслали из Петербурга. Правда, такого стойкого рабочего ничто не могло сломить. Так, в 1906 году он полностью потерял зрение, но при этом успел поучаствовать в Октябрьской революции, а затем даже основал Всероссийское общество слепых. Память о нем жила в народе, который всему деревянному строению на Ново-Александровской дал название «Домик Шелгунова». В 1967 году, в день 100-летнего юбилея рабочего, здесь даже открыли музей революционной истории Невской заставы. При этом здание отремонтировали, а в комнате на втором этаже, где жил Шелгунов, воссоздали прежнюю обстановку конца 1890-х годов. Затем перед домом установили высеченный в граните портрет Ленина. Странно, но такому музею в лихие годы перестройки удалось не только сохраниться, но и приобрести новый историко-краеведческий статус. Теперь здесь можно узнать об истории Невской заставы, начиная с XVIII века.


Слева: бюст В. А. Шелгунова у музея «Невская застава»
Справа: гранитный портрет В. И. Ленина перед музеем «Невская застава»
фото 2011 года

Вернувшись по Ново-Александровской улице к проспекту Обуховской обороны, на стене дома № 108/2 можно заметить поблекший памятный знак. Он отмечает то место, где 7 мая 1901 года произошла забастовка рабочих Обуховского завода, которая затем переросла в открытое столкновение с полицией и войсками. Бастовавшие до последнего готовы были отстаивать права на 8-часовой рабочий день, на повышение заработной платы и на включение 1 мая в число праздничных дней. Они забаррикадировались на территории Карточной фабрики, откуда на стрельбу полиции отвечали метанием камней и кусков железа. Итоги противостояния оказались плачевными: 7 убитых, десятки раненых и сотни арестованных.


Мемориальная доска на стене здания № 110 по проспекту Обуховской обороны
Фото 2011 года

Мемориальная доска расположена у переулка, сворачивающего к современному Комбинату цветной печати (проспект Обуховской обороны, дом № 110). Это и есть бывшая Карточная фабрика – предприятие, основанное в 1819 году и обладавшее полной монополией на производство «увеселительных» игральных карт. Здесь же проходила и далеко «не увеселительная» Обуховская оборона.


Путь к современному Комбинату цветной печати (бывшей Карточной фабрике)
Фото 2011 года

Еще недавно на территории комбината можно было увидеть изображение одного из самых интересных персонажей забастовки – 18-летней Марфы Яковлевой. По решению суда эту девушку приговорили к трем годам заключения. Кстати, она была единственным человеком, который признал себя виновным. Спокойно и сдержанно Марфа заявила, что «после залпов, сделанных полицией в упор по толпе рабочих, она подавала рабочим камни, которыми они из-за заборов сыпали на нападающих из дома карточной фабрики». В память об этой стихийной революционерке, обладавшей «мыслящим сильным лбом и сосредоточенным, горящим взглядом» в мае 1970 года у стен бывшей фабрики открыли памятник. Это был бронзовый бюст, укрепленный на высоком бетонном постаменте. На лицевой грани пьедестала сверкала надпись: «Героиня Обуховской обороны Марфа Яковлева». К сожалению, ободранный пьедестал среди буйной растительности – все, что сегодня осталось от оригинального памятника.


Памятник Марфе Яковлевой. Скульптор В.И. Трояновский
Слева — фото 1970-х годов, справа – фото 2011 года

Погуляв вокруг метро «Пролетарская», приходишь к парадоксальной мысли, что название станции вовсе не так уж и надумано. Действительно, история этих мест тесно связана с жизнью пролетариата, попросту выражаясь, с обыкновенным рабочим людом. Волей судьбы этим товарищам пришлось жить в один из самых противоречивых моментов истории. Их ли вина, что тогда было так легко искренне поверить лидерам, призывавшим захватить «локомотив истории» и умчаться вперед к светлому будущему, оставив всех далеко позади? И поэтому становится как-то особенно обидно за то, что сегодня немногочисленные следы памяти об этой эпохе без особых сожалений стираются. Название «Пролетарская» сейчас многим кажется пустым и неактуальным. Оно словно напоминает о неудавшемся историческом эксперименте и при этом легко сокращается до ироничного «Пролёта»…

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

3 комментария »

  • Лариса пишет:

    Спасибо за статью о нашем петербургском «медвежьем угле». Как-то не заладилось светлое капиталистическое будущее у Невской заставы, в падчерицах мы у Невского района, да и у города в целом. Ну не идет сюда инфраструктура! Обидно до слез. Казалось бы, близость Невы, набережные (надо отметить, самое красивое место всех европейских городов), много зелени, но нет развития. Один упадок, грязь, разруха и превращение в гетто. Как еще Пролетарскую отремонтировали? Даже странно.

    Цитировать
  • НР пишет:

    Вообще все архитектурное решение станции «Пролетарская» как внутри, так и снаружи вызывает глубоко депрессивные чувства. Что видимо полностью совпадает с мироощущением народанаселения этого района как в прошлом, так, увы, и в настоящем. Никакой «красоты», даже подражания конструктивизму, тут не видно. Потому и на фотографиях все станции метро с подобными названиями в разных городах России похожие, как близнецы-братья с малыми вариациями, жутковатые образы совковой эпохи в официальной архитектуре, живописи, etc. Хочется скорее вздрогнуть и проснуться...Да...это вам не Итальянское барокко, не классицизм, и даже не сталинский ампир. Жутко в этой архитектуре советского периода...

    Цитировать
  • Ольга пишет:

    Городские районы имеют обыкновение не забывать о своем происхождении, какими бы новшествами их ни пытались обустроить. Сенная площадь так и осталась петербургской «клоакой», хотя ее и пытались украсить обилием «стекла». Обводный канал на всем протяжении сохраняет свое мрачное очарование, бывшая Невская застава не избегла этой участи.

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: