Главная » Виды на Петербург

100-летний Петербург Бенжамена Патерсена

26 ноября 2010 3 комментария

Произведения Бенжамена Патерсена уже давно причислены к классике петербургского пейзажного жанра. Они часто встречаются на просторах Интернета в неизменном сопровождении краткой биографической справки и общих восторгов по поводу непревзойденного мастерства художника. Тем не менее, эти примелькавшиеся работы заслуживают совершенно иного отношения.

Прежде всего, следует обратить внимание на время создания произведений Б. Патерсена – рубеж XVIII-XIX веков. Северной Пальмире тогда исполнилось всего каких-то 100 лет, и в глазах европейских столиц и первопрестольной «старушки» Москвы она была ещё совсем юной. Надо сказать, что детище Петра Великого в то время являло собой истинный «город контрастов» — обустроенный центр и глухие окраины, высококлассные памятники архитектуры и соседствующие с ними огороды и пасущиеся коровы. Стоит также упомянуть, что до боли знакомые нам сегодня центральные архитектурные ансамбли Петербурга были пока ещё далеки от своей завершенности. К примеру, уже существовал Зимний дворец, но фактически не было Дворцовой площади, так как здание Главного штаба будет построено позже. А Адмиралтейство и Исаакиевский собор тем временем ждали появления архитекторов А. Захарова и О. Монферрана, которым было суждено кардинально преобразить их внешний вид.


Иными словами, Северная Венеция в то время была на полпути к приобретению своего классического облика. Хорошо почувствовал сложившуюся ситуацию венецианец Казанова, побывавший в Петербурге в 1765—1766 гг.: «…Петербург поразил меня своим странным видом: мне казалось, что я вижу поселение дикарей, перенесенное в европейский город. Улицы длинны и широки, площади пространны, дома просторны: все ново и неопрятно. Известно, что этот город был импровизирован царем Петром великим. Его архитекторам удалось подражание постройкам на европейскую стать; но все-таки эта столица высматривает пустыней и соседкою северных льдов. Нева, орошающая своими сонными волнами стены многочисленных дворцов, не река, а скорее озеро (!)…».

Совсем иное, более лиричное отношение к новому городу проглядывает в работах Б. Патерсена — 37-летнего шведа, который прибыл в столицу в 1787 году и остался здесь до конца своих дней. Наверное, последний факт можно считать главным комплиментом Петербургу рубежа XVIII-XIX веков. За те 30 лет, что Б. Патерсен провел здесь, он отказался от работ в других жанрах и целиком посвятил своё творчество очаровавшему его Северному Парадизу. Показательно, что мастер не покинул Петербург, даже несмотря на то, что отношения России и родной ему Швеции складывались далеко не лучшим образом (за мирным периодом последовала война 1788—1790 гг.).

Очевидно, именно благодаря своему нордическому происхождению Б. Патерсену как никому другому удалось передать «строгий и стройный вид» столицы, расположенной на берегах огромной реки, несущей свои воды под хмурым северным небом. Художник с одинаковой тщательностью и вниманием передает как прославленные архитектурные памятники столичного центра, так и городские окраины с их деревянными домами и незамощенными улицами. Пейзажи Б. Патерсена отнюдь не пустынны – в них «обитают» многочисленные фигурки деловых горожан, занятых важными повседневными заботами. Разглядывая этих любопытных персонажей, можно с легкостью представить себе, какие типажи встречались на улицах Петербурга на исходе первого века его существования.


Наследие Б. Патерсена включает около ста видов Петербурга. Большинство из них хранится в Государственном Эрмитаже, по инициативе которого часть акварелей и гравюр была опубликована в интересной подборке открыток (Петербург конца XVIII – начала XIX века в акварелях и гравюрах Б. Патерсена — М., 1984 – вступительная статья Г. Комеловой). Именно с этим изданием, расширенным и дополненным за счет наиболее известных живописных работ художника, мы и предлагаем ознакомиться сейчас. Вы также можете скачать все открытки, картины и вступительную статью Г. Комеловой, пройдя по этой ссылке.

© проект SpbStarosti

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Дворцовая набережная у Мраморного дворца от Петропавловской крепости. 1799 г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 51,5 X 65,5
Государственный Эрмитаж

На первом плане справа — бастион Петра I (строительство в камне началось в 1717 году, архитектор Д. Трезини; облицован гранитом в 1779—1783); в глубине за Невой — панорама Дворцовой набережной: слева — служебный корпус Мраморного дворца (1780—1788, архитектор П. Е. Егоров); Мраморный дворец (1768—1785, архитектор А. Ринальди); дом А. Кантемира (строился с 1721, архитектор В. В. Растрелли); далее — жилая застройка второй половины XVIII века. Набережные Невы одеты в гранит в 1763—1767.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Набережная Невы от Летнего сада до Мраморного дворца от Петропавловской крепости. 1806 г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 69,1 X 79,0
Государственный Эрмитаж

Слева — угол бастиона Петра I (строительство в камне началось в 1717 году, архитектор Д. Трезини; облицован гранитом в 1779— 1783); за Невой — панорама набережной: слева направо — дом Ф. В. Баура (1781—1784), Летний сад (заложен в 1704 году, решетка установлена в 1771—1784, архитекторы Ю. М. Фельтен и П.Е.Егоров), Верхне-Лебяжий мост (1767—1768, архитектор Ю. М. Фельтен (?)), дом И. И. Бецкого (1784, архитектор И. Е. Старов), дом Ф. Гротена — Н. И. Салтыкова (1784—1788, архитектор Д. Кваренги), служебный корпус Мраморного дворца (1780—1788, архитектор П. Е. Егоров), Мраморный дворец (1768—1785, архитектор А. Ринальди).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Набережная Невы от Литейного двора до Марсова поля с Петербургской стороны. 1799
г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,0 X 65,6
Государственный Эрмитаж

На первом плане — берег Петербургской стороны; в глубине панорамы — застройки Гагаринской и части Дворцовой набережных; в центре — Летний сад (заложен в 1704 году, решетка сооружена в 1771 —1784, архитекторы Ю. М. Фельтен и П. Е. Егоров); слева от сада, на углу Фонтанки у Прачечного моста (1766— 1769) — дом Ф. В. Баура (1781—1784, архитектор Ю. М. Фельтен); левее — жилая застройка и здание Литейного двора (сооружен в 1711, перестроен в камне в 1730-х годах).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Невские ворота Петропавловской крепости и Комендантская пристань. 1799
г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,2 X 63,8
Государственный Эрмитаж

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Невские ворота Петропавловской крепости 1797
г.
Холст, масло. 68.5×85
Государственный Эрмитаж

На первом плане — Комендантская пристань Петропавловской крепости (сооружена в граните в 1774—1775, архитектор Д. Смольянинов, инженер Муравьев); слева — стена крепости и Невские ворота (сооружены в 1730-х годах, фасад на Неву перестроен в 1784 — 1787, архитектор Н. А. Львов); в глубине — бастион Петра I; за Невой — застройка Сампсониевской набережной со зданиями Медико-хирургической академии (строительство началось в 1716 — 1717 годы, архитектор Д. Трезини); виден Воскресенский понтонный мост через Неву (существовал на этом месте с 1786 по 1803 год).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острова. 1799
г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,5 X 64,8
Государственный Эрмитаж

На первом плане справа — портик не сохранившегося до наших дней здания Биржи на Стрелке Васильевского острова (1783, архитектор Д. Кваренги, здание разобрано в начале XIX века в связи с утверждением нового проекта Тома де Томона); в глубине — застройка Дворцовой набережной: слева направо — Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Д. Кваренги), Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Малый Эрмитаж (1764—1775, архитектор Ж. -Б. Валлен-Деламот), Зимний дворец (1754—1762, архитектор В. В. Растрелли). За портиком — корпуса старого Адмиралтейства (1727—1738, архитектор И. К. Коробов).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру I. 1799
г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,2 X 63,6
Государственный Эрмитаж

В центре — памятник Петру 1 «Медный всадник» (1768—1778, скульптор Э. М. Фальконе и его помощница М. А. Колло, исполнившая голову Петра I). Пьедестал из огромного гранитного валуна — «гром-камня» и решетка вокруг памятника (существовала до 1903 года) исполнены по проекту архитектора К). М. Фельтена. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. Слева — старое здание Сената; справа за Невой — Академия художеств (1764—1788, архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. -Б. Валлен-Деламот) и жилая застройка Васильевского острова; справа на переднем плане — часть портика гауптвахты у Адмиралтейства.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Английская набережная у Сената. 1801
г.
Бумага, тушь, перо и акварель. 60,0 X 94,8
Государственный Эрмитаж

Слева – на Английской (Галерной) набережной (облицована гранитом в 1767 — 1788) здание Сената (перестроено в 1780 – 1790-е годы предположительно по проекту архитектора И. Е. Старова); за ним – особняк Строгановых (перестроена в 1790-х годах, архитектор А. Н. Воронихин) и далее жилая застройка набережной.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Английская набережная с Васильевского острова (I часть).
1799 г.

Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,5 X 65,6
Государственный Эрмитаж

На первом плане — набережная у Съездовской линии Васильевского острова; слева — угол здания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса (1720-е годы, архитектор Г. Шедель); в глубине за Невой — жилая застройка набережной второй половины XVIII века: слева — часть здания старого Сената; рядом — особняк Строгановых; в центре, с крыльцом-подъездом — дом Воронцова-Дашкова (1736—1738, перестроен в 1770-е годы).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Английская набережная с Васильевского острова (II часть).
1799 г.
Бумаги, гравюра очерком, акварель. 50,6 X 64,6
Государственный Эрмитаж

На первом плане — берег Васильевского острова у 8—9-й линий. За Невой вдоль набережной — жилая застройка второй половины XVIII века. В центре, с портиком — дом Иностранной коллегии (1782—1783, архитектор Д. Кваренги, перестроен из дома Б. А. Куракина, сооруженного в 1750-х годах по проекту архитектора М. А. Башмакова). Хорошо виден Крюков канал, впадавший в Неву, и высокий подъемный мост через него (1788, существовал до 1847 года; архитектор И. Е. Старов). Английская набережная облицована гранитом в 1767—1788 годах.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Английская набережная с Васильевского острова (III часть). 1799
г.
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,0 X 64,0
Государственный Эрмитаж

На первом плане — берег Васильевского острова у 12-й — 13-й линий; в глубине за Невой — застройка набережной начала XVIII века; справа на углу Ново-Адмиралтейского канала — каменный двухэтажный дом с мезонином в три окна Н. А. Демидова (1736—1738); четвертый дом от угла — корабельного мастера Ивана Немцова (1716); слева от него — дом строителя Вышневолоцкого канала Михаила Сердюкова (начало XVIII века, позже перестроен); справа от канала — Галерная верфь (1712).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Невский проспект у Гостиного двора. 1799—1801
гг.
Бумага, тушь, перо и акварель. 60,4 X 95,5
Государственный Эрмитаж

На первом плане слева — здание Большого гостиного двора (1757—-1785, архитекторы В. В. Растрелли и Ж. -Б. Валлен-Деламот); за ним — Городская дума с башней (1799—1804, архитектор Д. Феррари) и «Серебряные ряды» (1784—1787, архитектор Д. Кваренги); вдали виднеются купол и шпиль колокольни церкви Рождества Богородицы (1733—1737, архитектор М. Г. Земцов); справа — жилые дома вдоль Невского проспекта. Второй справа — бывший дом архитектора М. Г. Земцова, построенный в конце 1730 — начале 1740-х годов по его же проекту (существовал до 1848 года). Деревянные мостки-тротуары появились в 1772 году; спустя несколько лет заменены каменными плитами.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Михайловский замок со стороны площади Конетабль.
Около 1801 г.
Бумага, тушь, перо и акварель. 57,5 X 94,2
Государственный Эрмитаж

В центре — Михайловский замок (1797—1800, архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна); перед ним — памятник Петру 1 (отлит в 1745—1747 годы, установлен в 1800 году, скульптор К. Б. Растрелли); справа — угол одного из двух тождественных павильонов, оформляющих въезд на территорию замка (1798—1800, архитектор В. И. Баженов); справа, в глубине за Фонтанкой — особняк Пашковых с портиком и треугольным фронтоном (конец 1780-х годов), рядом с ним — дом Е. Й. Вадковской (1787—1790).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Михайловский замок со стороны набeрeжной Фонтанки. Около 1801
г.
Бумага, тушь, перо и акварель. 57,5 X 94,2
Государственный Эрмитаж

На первом плане набережная Фонтанки (облицована гранитом в 1780—1789); справа — здание Михайловского замка (1797—1800, архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна);в глубине — один из двух павильонов, оформляющих въезд на территорию замка (1798—1800, архитектор В. И. Баженов); слева — угол дома конца XVIII вeка.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Сенная площадь. 1799—1800
гг.
Бумага, акварель, тушь, перо. 57,0 X 94,5
Государственный Эрмитаж

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Вид Сенной площади в Петербурге. 1800
г.
Холст, масло. 57.5×89.5 см
Государственный Эрмитаж

В центре – площадь Сенного рынка, возникшего в 1737 году; в глубине – Успенская церковь (1750—1760-е годы); слева на первом плане – здание Каменного рынка, построенного во второй половине XVIII века; справа – жилые дома того же времени.

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Садовая улица у Никольского собора и рынка. 1800
г.
Бумага, тушь, перо и акварель. 61,6 X 96,6
Государственный Эрмитаж

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Вид Никольского собора. 1800
г.
Холст, масло. 68×66
Государственный Эрмитаж

На первом плане слева — набережная Екатерининского канала (облицована гранитом в 1764—1790-е годы) и Пикалов мост с обелисками для фонарей (1780-е годы), за каналом — здание Никольского Морского собора (1753—1762, архитектор С. И. Чевакинский); справа за Никольским мостом через Крюков канал вдоль Садовой улицы — здание Никольского рынка (1788— 1789).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Вид на Таврический дворец со стороны Охты. 1799
г.
Бумага, тушь, перо и акварель. 62,5 X 96,5
Государственный Эрмитаж

На первом плане — правый берег Невы и загородные дома второй половины XVIII века. Слева за Невой — Таврический дворец (1783—1789, архитектор И. Е. Старов).

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН (1750—1815)
Вид Таврического дворца со стороны сада. 1797
г.
Холст, масло. 57.5×89.5 см
Государственный Эрмитаж

Скачать все картинки в одном файле

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

3 комментария »

  • Лариса пишет:

    Интересно, что панорама А.Тозелли создавалась примерно в это же время, а город у обоих художников разный и в тоже время очень похожий. Странно, что у итальянца Тозелли он более официальный в приглушенных тонах, а у шведа Патерсена город нежный в розово-голубой дымке, такие славные картины у него получились. Я за шведа!

    Цитировать
  • Галина пишет:

    Спасибо!!!

    Замечательные картины!!!Действительно светлые!!!

    Цитировать
  • Таня Березовская пишет:

    Спасибо за просвещение, пытаюсь скачать, по предложенной ссылке

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: