Фотопанорама Петербурга 1861 года
Среди неисчислимого количества изображений Петербурга XIX века особое место принадлежит панорамам. Зрелищные, эффектные и обширные, они заставляют по-новому взглянуть на город и его архитектуру. Рассматривать «круговые виды» позапрошлого столетия всегда интересно, а уж сравнивать их – тем более увлекательно. В дополнение к опубликованной журналом знаменитой живописной панораме художника Анжело Тозелли 1820 года предлагаем оценить фотопанораму, снятую неизвестным мастером в 1861 году. И художник, и фотограф предпочли запечатлеть вид Петербурга, открывающийся с башни Адмиралтейства.
Неизвестный автор
Круговая панорама Петербурга
1861 год
37 х 465
13 отпечатков на альбуминовой бумаге
Институт Истории Материальной Культуры Российской Академии Наук
Панорама 1861 года – образец искусства фотографии или, как тогда именовали эту технику, — «светописи». Она отличается «прекрасным техническим качеством съемки и позитивной печати, особой точностью в привязке к городскому ландшафту и передаче перспективных соотношений». Все эти черты характерны для работы топографов, поэтому исследователи полагают, что панорама была изготовлена в передовом для своего времени фотоателье при Военно-Топографическом депо. Это заведение занимало два надстроенных этажа на крыше Генерального штаба, на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади. Корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» подробно описал фотоателье: «Оно состоит из 13 мастерских и 2 больших павильонов, где работают разом в 5 камерах, снабженных особенными механизмами для самых точных движений. Из них особенно замечательна одна большая камера, в которой смогли бы спокойно улечься 2 человека. По размеру этой камеры можно судить о величине стекол, на которые снимаются изображения».
Очевидно, что именно в таком передовом для своего времени фотоателье при Военно-Топографическом депо могла быть изготовлена и знаменитая многочастная фотопанорама Петербурга (1861). Получить наиболее благоприятное впечатление от панорамы можно с помощью нижеследующей картинки (держа левую кнопку мыши нажатой, двигайте курсор влево или вправо)
© проект SpbStarosti
А теперь воспользуемся подробными каталожными описаниями панорамы и рассмотрим каждый отдельный кадр:
КАДР № 1
На снимке видны крыши главного корпуса Адмиралтейства и часть Петровской (современной Сенатской) площади, обрамленной с западной стороны зданиями Сената и Синода и Конногвардейского манежа, от которого открывается перспектива Конногвардейского бульвара.
Во время съемки панорамы вдоль южного фасада Адмиралтейства проходил узкий бульвар, на месте которого в 1872—1874 годах был разбит Александровский сад. После закрытия верфи и застройки Адмиралтейской набережной сад-бульвар был устроен и вдоль Невы.
Здание Манежа конногвардейского полка было возведено в 1804—1807 годах по проекту Д. Кваренги. Установленные перед входом статуи Диоскуров (скульптор П. Трискорни, созданы в 1810 году, установлены в 1817 году) в момент съемки украшали казармы полка в Конногвардейском переулке (с 1840 года) и были возвращены на место лишь в 1954 году.
Конногвардейский бульвар был устроен в середине XIX века на месте канала, прорытого к портовым складам. Гранитные колонны, увенчанные статуями Победы, — ответный дар из Берлина за копию знаменитой группы укротителей коней П.К. Клодта.
Виднеющаяся на фото вдалеке пятиглавая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 1844—1849 годах по проекту К.А. Тона и снесена в 1929 году как мешавшая трамвайному движению.
КАДР № 2
В центре фото — Здания Сената и Синода, возведенные в 1829—1834 годах по проекту К.И. Росси для размещения высших органов светской и церковной власти. Строения объединены архитектурным мотивом лоджий с десятиколонными портиками и переброшенной над Галерной улицей высокой узкой аркой. До недавнего времени здесь располагался Центральный государственный исторический архив.
За боковым корпусом Адмиралтейства частично виден открытый в августе 1782 года памятник основателю Петербурга Петру I — «Медный всадник» (скульпторы Э. -М. Фальконе и М. -А. Колло).
Хорошо заметный на снимке первый постоянный мост через Неву, соединивший площадь с набережной Васильевского острова, был построен в 1842—1850 годах по проекту петербургского инженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова. Первоначально мост назывался Благовещенским, затем — Николаевским, позднее был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, сегодня он снова носит название Благовещенского.
КАДР № 3
В левой части снимка — здание Академии художеств, построенное в 1764—1788 годах А.Ф. Кокориновым и Ж. — Б. Валлен-Деламотом. Гранитная пристань сооружена в 1832—1834 годах. Правее здания академии — на площади — обелиск «Румянцева победам», сооруженный по проекту В.Ф. Бренны и перенесенный на Васильевский остров с Царицына луга в 1818 году.
Главным фасадом на набережную обращен и Меншиковский дворец, построенный в 1710—1714 годах архитекторами Д. -М. Фонтана, Г. -И. Шеделем. С 1732 года во дворце размещался Сухопутный шляхетский корпус, впоследствии — 1-й кадетский.
Далее вдоль набережной расположено здание Манежа 1-го кадетского корпуса — Было построено в 1756 годах И.Г. Борхардом.
Затем застройку набережной продолжает бывший Дворец Петра II, строительство которого началось в 1727 году. При этом использовали возведенное ранее, в 1714 году, здание, однако постройка была завершена только в середине XVIII века. Сегодня это один из учебных корпусов Санкт-Петербургского университета.
За Меншиковским дворцом виден собор Андрея Первозванного — один из старейших среди сохранившихся храмов города (построен в 1764—1780 годах, архитектор А.Ф. Вист). Он расположен на углу Большого проспекта Васильевского острова и 6-й линии.
Справа, у самого края снимка, — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (заложена в 1850 году, освящена в 1862 году, автор проекта неизвестен, возможно, Д. Трезини), на заднем плане — армянская церковь Воскресения Христова, построенная по проекту Ю.М. Фельтена в конце XVIII века.
КАДР № 4
Снимок начинается частью дворца Петра II. За ним открывается комплекс зданий Университета. Ректорский флигель построен в 1794 году и перестроен в 1840—1842 годах по проекту А.Ф. Щедрина. Флигель соединяет дворец Петра II со зданием Двенадцати коллегий, построенным по указу Петра I архитектором Д. Трезини. После постройки зданий Сената и Синода на Петровской площади комплекс Двенадцати коллегий был передан Петербургскому университету, открытому в 1819 году. Перестройка здания для нужд учебного заведения продолжалась до 1837 года. Вдоль фасада главного здания университет был разбит сад.
На набережную выходит фасад Здания Академии наук с исполненным в стиле строгого классицизма восьмиколонным портиком — построено в 1783—1789 годах по проекту Д. Кваренги.
За Академией наук виден Новобиржевой Гостиный двор (начало строительства — 1802—1803 годы, архитектор Д. Кваренги), сейчас это один из учебных корпусов Санкт-Петербургского университета. В глубине — старый Гостиный двор. В1912 году часть его была разобрана в связи со строительством Библиотеки Академии наук.
Вдали среди построек возвышается церковь Святой великомученицы Екатерины на Кадетской (Съездовской) линии. Храм был заложен повелением Александра I в сентябре 1811 года. К1823 году церковь была возведена по проекту архитектора А. А. Михайлова-второго, однако колокольня была построена значительно позже — в 1861—1863 годах, поэтому на снимке ее еще нет.
КАДР № 5
Перед нами Стрелка Васильевского острова. Слева на набережной здание Кунсткамеры. Начало его строительства относится к 1718 году (архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов). В 1728 году состоялось официальное открытие музея, библиотеки и обсерватории Академии наук. После пожара 1747 года, уничтожившего два верхних этажа и башню, здание было восстановлено С.И. Чевакинским в измененном виде. Башня Кунсткамеры была отреставрирована и отстроена в 1948 году.
Рядом на набережной виден южный пакгауз Биржи, построенный в 1826—1832 годах архитектором И.Ф. Лукини. В 1896 году в этом здании был размещен основанный Петром I Зоологический музей, который и занимает его до настоящего времени.
Здание Биржи построено в 1805—1810 годах по проекту Тома де Томона. Открытие ее состоялось в июле 1816 года. Биржа предназначалась для собраний, переговоров и заключения сделок с купцами, прибывавшими в морской торговый порт, который находился на Стрелке с 1730-х по 1880-е годы.
За зданием Биржи находятся северный пакгауз, построенный одновременно с южным, и здание таможни, сооруженное в 1829—1832 годах архитектором И.Ф. Лукини.
Перед главным фасадом Биржи — полукруглая Биржевая площадь. Для ее устройства потребовались дополнительные работы: подсыпка грунта, изменение очертаний берега и заключение его в гранит. По сторонам площади возвышаются Ростральные колонны, у подножия которых расположены колоссальные изваяния, символизирующие великие русские реки.
За зданием Таможни видны купола находящегося на Петербургской стороне собора Святого равноапостольного князя Владимира. Строительство храма по проекту А. Ринальди и при участии И.Е. Старова длилось почти полвека (1741—1789). Во время возведения собора в его проект вносились многочисленные изменения, а летом 1772 года он был сильно поврежден пожаром.
На Петербургской стороне (справа на снимке) среди деревянных построек возвышается церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каменный храм был возведен на месте прежнего деревянного в 1793—1806 годах под наблюдением архитектора И.М. Лема.
КАДР № 6
На снимке — прекрасный вид Петропавловской крепости и наплавного моста у Зимнего дворца. Первоначально он соединял Исаакиевскую площадь с манежем 1- го кадетского корпуса, отчего и назывался Исаакиевским. После сооружения Благовещенского моста по просьбе Петербургского биржевого комитета плашкоутный мост был перемещен в 1856 году к Зимнему дворцу.
Пегропавловская крепость — историческое ядро Петербурга. День ее закладки стал днем рождения новой российской столицы. Строительство ее продолжалось до 1790-х годов, когда бастионы были «одеты камнем». Вместе с возведением укреплений шла застройка территории. Самым значительным сооружением крепости стал Петропавловский собор, возведенный в 1712—1732 годах архитектором Д. Трезини. Собор освятили 29 июня 1733 года. Многоярусная колокольня, увенчанная золоченым шпилем с флюгером в виде летящего ангела с крестом, до сих пор является самым высоким каменным строением города.
На первом плане фото виден каменный постамент с «вестовой» пушкой во внутреннем дворе Адмиралтейства. Полуденный пушечный выстрел первоначально производился со стен Петропавловской крепости. С 1736 по 1873 год пушечные выстрелы, оповещавшие о подьеме воды в Неве, а также ежедневно — о наступлении полудня, производились из Адмиралтейства. В сентябре 1873 года пушка была возвращена на Нарышкин бастион Петропавловской крепости.
КАДР № 7
Основную часть снимка занимает вид внутреннего двора Адмиралтейства — восточное крыло и часть крыши южного фасада. За Адмиралтейством — западный фасад Зимнего дворца, построенного в 1754—1762 годах архитектором Ф. Б. Растрелли. Построенный в стиле позднего барокко Зимний дворец был местом постоянного пребывания императорской фамилии начиная со времени Екатерины II. Над крышей Зимнего дворца возвышаются купола дворцовых храмов — собора Спаса Нерукотворной) (справа) и малой домовой церкви Сретения Господня. За зданием Зимнего дворца открывается панорама правого берега Невы.
КАДР № 8
Основную часть снимка занимает ансамбль Дворцовой площади, окончательно сформировавшийся к 1843 году. Здания Главного штаба и министерств, объединенные грандиозной аркой, были созданы в 1819—1829 годах К.И. Росси. Триумфальная арка, увенчанная колесницей Победы с шестеркой коней, — творение скульпторов С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.
В центре площади — Александровская колонна, возведенная в 1830—1834 годах по проекту О. Монферрана в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Фигура ангела выполнена Б.И. Орловским, барельефы на постаменте — И. Леппе и II. Свинцовым. По тени, отбрасываемой колонной в сторону Главного штаба, удалось установить, что данный кадр был сделан в 15 часов 40 минут в один из дней в середине июля.
В 1837—1843 годах на восточной стороне площади (слева на фото) по проекту АП. Брюллова было построено здание штаба Гвардейского корпуса.
Вдали видны купы деревьев Летнего сада, основанного еще в 1704 году Петром I. Возникший как часть летней резиденции, сад в XIX веке стал общедоступным. Также вдалеке на фото виднеются купола Церкви Святого Пантелеймона (основана в честь побед над шведами в битвах при Гангуте и Гренгаме и перестроена при Анне Иоанновне), Преображенского собора (построен в 1743—1754 годах по проекту М.Г. Земцова), а также собора Воскресения Христова Смольного монастыря (заложен при императрице Елизавете Петровне в 1748 году и строился в течение 15 лет но проекту и под руководством Ф.Б. Растрелли).
КАДР № 9
Невский проспект — центральная магистраль города. Уже в 1720-х годах она была частично вымощена камнем и освещалась масляными фонарями. Интенсивная застройка началась во второй половине XVIII века. В начале 1830-х годов на Невском проспекте появились торцовые мостовые, в 1863-м — открылось движение по конно-железной дороге. Подготовительные работы (укладка шпал и рельсов) начались, вероятно, в 1861 году и видны на снимке. Угловой дом был выстроен в 1845—1846 годах И.Д. Черником. Его фасад решен в общих формах с Главным штабом.
По левой стороне проспекта вдалеке виден купол Костела Святой великомученицы Екатерины, построенного в 1762—1783 годах А. Ринальди по проекту Ж. -Б. Вален-Деламота.
Далее виднеются две башни Лютеранской церкви Святых апостолов Петра и Павла. Здание, видимое на снимке, было построено в 1833—1838 годах А.П. Брюлловым.
В стороне от Невского проспекта у левого края снимка виден Михайловский дворец, построенный под руководством К.И. Росси для великого князя Михаила Павловича в 1819—1825 годах. С 1898 года во дворце располагается Русский музей.
На правой стороне Невского над строениями высится башня Городской думы, выстроенная в 1799—1804 годах под наблюдением архитектора Д. Феррари.
КАДР № 10
На первом плане — Здание губернских присутственных мест, которое было построено Д. Кваренги в 1788—1790 годах для президента Медицинской коллегии И. Фитингофа, а в 1804 году было приобретено казной для размещения губернских учреждений.
Справа за пожарной каланчой видны фронтон и верхние этажи Николаевского сиротского института. Сегодня это корпуса Российского государственного педагогического университета.
Среди построек выделяется мощный купол Казанского собора. Он возведен в 1801—1811 годах по проекту А.Н. Воронихина. Скульптурные украшения собора выполнены И.П. Мартосом, И.П. Прокофьевым, В.И. Демут-Малиновским, С.С. Пименовым и другими известными ваятелями.
За собором виден боковой фасад Императорского Александрийского театра. Здание сооружено по проекту К.И. Росси в 1828—1832 годах. Бронзовая статуя Аполлона в колеснице выполнена по модели С.С. Пименова.
Справа от театра на снимке видны единоверческая церковь Святого Николая Чудотворца (построена в 1820—1827 годах, архитектор А.И. Мельников) и церковь Божией Матери Владимирской (построена в 1761—1769 годах, возможно, архитектор П. -А. Трезини). В 1783 году по проекту архитектора Д. Кваренги была сооружена трехъярусная колокольня, а в 1848 году архитектором Ф.И. Руска надстроен четвертый ярус.
Правее Владимирской церкви видно здание бывшего дворца графа М.И. Воронцова, построенное Ф.Б. Растрелли в 1749—1757 годах. При Екатерине II дворец был куплен в казну, при Павле I в нем помещался капитул мальтийского ордена, с 1810 года — Пажеский корпус, сегодня здесь располагается Суворовское училище.
КАДР № 11
На снимке — перспектива Гороховой улицы, завершающаяся казармами лейб-гвардии Семеновского полка.
В четырехэтажном здании по Адмиралтейскому проспекту (на первом плане фото), размещались, судя по вывескам, гостиница «Лондон», фотография Юневича, а также несколько торговых предприятий.
Вдалеке над застройкой возвышаются (слева направо) церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семеновском полку на Загородном проспекте, Успения Божией Матери на Сенной площади и церковь Святого мученика Мирония при лейб-гвардии Егерском полку на Рузовской улице. Введенская церковь была построена по повелению Николая I архитектором К.А. Тоном в 1837—1842 годах. Снесена в 1932 году. Церковь Успения Божией Матери, более известная под именем Спаса-на-Сенной, строилась в 1753—1762 годах и по стилю напоминала постройки Ф.Б. Растрелли. В 1961 году храм был взорван в связи со строительством метрополитена. Мирониевская церковь была построена в 1849—1855 годах по проекту К. А. Тона. Храм взорван в 1930-х годах.
КАДР № 12
Снимок показывает часть Исаакиевской площади и перспективу Вознесенского и продолжающего его Измайловского проспектов. Виднеющийся на снимке Памятник Николаю I на Исаакиевской площади был сооружен в 1856—1859 годах. Архитектурное решение монумента принадлежит О. Монферрану, статуя императора на вздыбленном коне выполнена П.К. Клодтом, рельефы на постаменте — Н.А. Рамазановым и Р.К. Залеманом.
Левее памятника на заднем плане — Мариинский дворец, построенный А.И. Штакеншнейдером для дочери Николая I Марии в 1839—1844 годах. Сегодня в здании работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Слева и справа от Мариинского дворца видны верхние этажи зданий Министерства и министра государственных имуществ (построены в 1844—1853 годах, архитектор Н.Е. Ефимов). Сегодня в этих зданиях размещается Всероссийский научно- исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова.
За Исаакиевской площадью видны купола церквей и колокольни: слева от проспекта — церковь Вознесения Господня на Вознесенском проспекте, справа — собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Сохранившийся до нашего времени собор построен В.П. Стасовым в 1828—1835 годах по повелению Николая I. Церковь Вознесения, возведенная в 1755-17б5 годах А.Ф. Вистом и А. Ринальди, была снесена в 1936 году.
КАДР № 13
В левой части снимка — занимающий целый квартал треугольный в плане дом князя А.Я. Лобанова-Ростовского, сооруженный О. Монферраном в 1817—1820 годах. Позже он был куплен в казну Николаем I и передан Военному министерству. По сторонам крыльца — знаменитые мраморные львы, изготовленные П. Трискорни в Италии в 1810-х годах.
В центре фото – знаменитый Исаакиевский собор. Существующее здание — четвертый в истории города храм, посвященный легендарному византийскому монаху Исаакию Далматскому. Собор возведен в 1818—1858 годах по проекту О. Монферрана. Четырехугольное массивное здание высотой 101,5 м окружено многоколонными портиками и богато украшено скульптурой и барельефами по моделям лучших скульпторов и художников первой половины XIX века. Собор был освящен 30 мая 1858 года при императоре Александре II.
На Исаакиевской площади видны два дома — № з и 5. Последний был построен в 1843—1846 годах по проекту Г.А. Боссе. Дом был перестроен К.К. Шульцем уже после создания панорамы.
Слева от главного купола Исаакиевского собора виден Морской Богоявленский Никольский собор, возведенный по проекту С.И. Чевакинского в 1753—1762 годах и являющийся одним из лучших сооружений стиля высокого барокко.
Крупное здание на заднем плане — Большой Мариинский театр. Здание было построено в 1847—1848 годах А.К. Кавосом. После пожара 1859 года года театр был восстановлен тем же архитектором и открылся в i860 году постановкой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
вот целый вариант панорамы:
moonaway.livejournal.com/17846.html
бесценные кадры!
спасибо большое за историю!
очень интересны фотографии, и комментарии тоже не оставляют равнодушными! не знала, что пушка из Петропавловки стреляла еще и со стороны Сената.
Видел книгу с этими снимками в продаже в начале 1990-х. Искал в интернете несколько лет назад и ничего не нашел, растворились как мираж. Большая Вам благодарность, что наконец материализовали его. Такое ощущение, что это юность города!
Оставить комментарий или два
Читайте в журнале
Журнал Петербургские старости является Интернет-изданием, где публикуются авторские материалы об истории Петербурга, его искусстве и культурных традициях.
Почитать подробнее о журнале и его рубриках...
Календарь
Архивы
Рубрики
Как получать обновления...
Самое комментируемое
Облако меток
Облако тегов плагина WP Cumulus требует для просмотра Flash Player 9