Главная » Виды на Петербург

Пушкин: возрожденный из пепла

6 февраля 2011 Один комментарий

Современное поколение туристов настолько привыкло к парадному великолепию Царского Села, что рассказы об ужасном послевоенном состоянии этого знаменитого дворцово-паркового комплекса сегодня звучат для них как-то неправдоподобно. Это и понятно, если вспомнить, в сколь мрачных тонах очевидцы описывали пейзажи Пушкина в 1945 году:
«Парк был вырублен, изувечен воронками — где засыпанными, а где — зарастающими травой... Прогорклый запах разрухи, здесь он ощущался особенно грустно, как запах смерти, тлена... Ленинградцы бродили меж развалин, вспоминая былую прелесть этих мест... От прежнего великолепия не осталось ничего. Все было разрушено, разграблено, вывезено, сожжено, все выглядело непоправимо...Город можно восстановить — это все понимали, ожерелье же дворцовых пригородов было утрачено навсегда — это тоже все понимали. Чувство этой непоправимости стало, наверное, наигоршим из всех послевоенных потерь...» (Даниил Гранин).


Советские войны на парадной площади перед Екатерининским дворцом в городе Пушкине
1944 год, январь

Однако самоотверженный и вдохновенный труд реставраторов сделал невозможное возможным: буквально через 20 лет на смену картинам запустения и разрухи приходят привычные нам прекрасные виды Царского Села.


Сортировка фрагментов резьбы XVIII века из залов Ф. -Б. Растрелли.
1950-е годы

В 1988 году в Ленинграде вышли в свет наборы почтовых открыток, посвященные пригородным дворцам и паркам. Основной идеей было сопоставить современные фотографии знаменитых памятников архитектуры с архивными фото 1944 года. Серия получила название «Возрожденные из пепла» и издавалась параллельно на двух языках: русском и английском. Она была призвана одновременно поведать миру о «фашистском варварстве» и обессмертить беспримерный подвиг всех тех, кто трудился над восстановлением былого великолепия.

Сегодня особенно интересно разглядывать эти памятные открытки, сравнивая их с довоенными царскосельскими фотографиями и гравюрами.

© проект SpbStarosti

1. Фасад Екатерининского дворца
(1752—1756 гг., архитектор Ф. Б. Растрелли)


Садовый фасад старого дворца. Царское Село. Фото 1910 г.


Фасад Екатерининского дворца (восстановлен в 1957—1963 гг.)
Первое фото 1988 года, второе фото — 1944 год

2. Парадная лестница
(1860—1864 гг., архитектор И. А. Монигетти)


Царское Село: Парадная лестница в Большом дворце
Почтовая карточка начала XX века


Парадная лестница Екатерининского дворца
(восстановлена в 1962—1964 гг.)
Первое фото 1988 года, второе фото — 1944 год

3. Церковная, Стасовская или Мраморная лестница
(1843—1846 гг., архитектор В. П. Стасов)


Мраморная лестница (восстановлена в 1970—1973 гг.)
Первое фото 1988 года, второе фото — 1944 год

4. Анфилада парадных залов


Анфилада парадных комнат Старого дворца.
Фото 1910 года


Анфилада восстановленных залов Екатерининского дворца
Фото 1988 г.
Анфилада разрушенных залов
Фотография 1944 г.

5. Большой зал
(1750-е гг., архитектор Ф. Б. Растрелли)


Царское Село: общий вид большой галереи
Фото 1910 года


Екатерининский дворец: Большой зал (восстановлен в 1970—1980 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

6. Картинный зал
(1750-е гг., архитектор Ф. Б. Растрелли)


Луиджи Премацци — Картинный зал
Акварель, 1870 г.


Картинный зал (восстановлен в 1960—1967 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

7. Кавалерская (Серебряная) столовая
(1750-е гг., архитектор Ф. Б. Растрелли)


Царское Село: Серебряная столовая
Фото 1910 года


Кавалерская столовая (восстановлена в 1965—1969 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

8. Зеленая столовая
(1781—1783 гг., архитектор Ч. Камерон)


Зелёная гостиная в Старом дворце
Цветная литография из книги Г.К.Лукомского «Жилище царей. Дворцы Императоров всей России».
Париж, 1929 год


Зеленая столовая (восстановлена в 1957—1959 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

9. Парадный (Мраморный) кабинет Александра I
(1817—1820 гг., архитектор В. П. Стасов)


Фото кабинета Государя Императора Александра I в Царском Селе, 1904 год


Парадный (Мраморный) кабинет Александра I
(восстановлен в 1970—1974 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

10. Павильон «Эрмитаж»
(1744—1746; 1749—1756 гг.,
архитекторы М. Г. Земцов; Ф. Б. Растрелли)


Эрмитаж в саду Ея Императорскаго Величества дворца въ Сарском Селе
Гравюра конца XVIII века в издании 1910 года


Екатерининский парк: павильон «Эрмитаж»
(восстановлен в 1953—1954 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

11. Вечерний зал (Павильон-столовая)
(1796; 1810—1811 гг., архитекторы П. Неелов, Л. Руска)


Павильон-столовая в Екатерининском парке
Почтовая карточка начала XX века


Екатерининский парк: Вечерний зал
(восстановлен в 1948—1954 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

12. Концертный зал (Чайный домик)
(1782—1788 гг., архитектор Дж. Кваренги)


Чайный домик (Концертный зал) в Екатерининском парке
Почтовая карточка начала XX века


Концертный зал (восстановлен в 1955—1957 гг.)
Первое фото 1988 г., второе фото — 1944 г.

Вы также можете скачать набор открыток «Пушкин. Возрожденный из пепла» в одном файле

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Один комментарий »

  • Лариса пишет:

    Глядя на фото дворца и павильонов 1944 года, видишь, что от них мало осталось.То, что это все возродили — прекрасно! Но почему-то до сих пор возникает чувство утраты, когда приезжаешь в Царское Село! Есть такой довоенный советский фильм об А. С. Пушкине — «Юность поэта». Он сделан в лучших традициях советского кино. Съемки проходили в парках Царского села и первая мысль приходит на ум, что дворцы, павильоны и парки, на фоне которых происходит действие еще те самые — «настоящие» не тронутые войной и запечатлённые на фото начала 20 века.

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: