Главная » Headline

«Едут!». Андрей Рябушкин

26 февраля 2012 Комментариев нет

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

Алексей Толстой


Едут!
(Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)
А. П. Рябушкин
Холст, масло
1901 год
Государственный Русский Музей

Андрей Петрович Рябушкин (1861 — 1904): «жил и дышал только своим, народным, русским»

Один из наиболее интересных художников национальной школы Андрей Рябушкин был родом из крестьянской семьи Тамбовской губернии, и в отрочестве помогал отцу расписывать иконы. В 1875 году по счастливой случайности талантливый крестьянский мальчик сумел попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда потом в 1882 году направился в петербургскую Академию художеств. По окончании Академии молодые художники обычно стремились посетить страны Европы, и особенно Италию, что помогало им окончательно выбрать свой собственный художественный язык. Но Рябушкин в 1890 году уже определился: вместо заграничной поездки он отправился в Ростов, Борисоглебск, Ярославль, Новгород, Киев – древние русские города. Вернувшись из поездки, он поселился в тихой сельской глуши, где и писал свои картины. В русское искусство Рябушкин вошел как художник историко-бытового жанра, и лучшие его работы посвящены русскому XVII веку. Такова и картина «Едут!».


А. П. Рябушкин
Фотография
1890-е годы

Картина «Едут!» (1901) в собрании Русского музея

Впервые полотно предстало перед публикой в 1901 году на московской выставке «36-ти художников», где оно экспонировалось под длинным названием «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века». Эту выставку организовали московские художники, входившие некогда в объединение «Мир искусства». Однако их петербургские коллеги тоже не остались равнодушными к творению Рябушкина, и предложили художнику прислать картину в Петербург. В результате в 1902 году картина «Едут!» появилась на четвертой выставке журнала «Мир искусства». Именно тогда шедевр был приобретен в собрание Русского Музея Императора Александра III. Любопытно, что у этой картины был еще один предварительный вариант, который Рябушкин сам разрезал на отдельные куски и фрагменты, о чем говорит сохранившаяся голова стрельца в шлеме. Такая страсть «кромсать» свои полотна, по свидетельствам современников, открывала художнику новые пути в поиске оригинальной композиции.


Голова стрельца
А. П. Рябушкин
1897 год
Бумага, черный карандаш
Государственный Русский Музей

«Гости едут на конях, машут булавами»

Тема картины навеяна допетровским XVII веком. Это время характеризуется расцветом национальной культуры, роскошью царского двора, налаживанием внешнеполитических связей. Приезд иностранных послов в Москву тогда был из ряда вон выходящим событием, особенно для простого народа, и обставлялся с большой пышностью, представляя собой интересное зрелище. Однако такой интерес народа сочетался подчас с недоверием и даже страхом, о чем свидетельствует один из иностранцев в 1670 году: «Они (московиты) принимают совершенно своеобразно иностранных послов и заботливо отсылают их обратно домой как можно скорее». В 1901 году художник Сергей Иванов написал картину на ту же самую тему, и ее любопытно сопоставить с произведением Рябушкина. Если Иванов вносит в свое живописное описание несколько будничный и повествовательный характер, то Рябушкин использует совершенно иные композиционные, колористические и психологические приемы.


«Приезд иностранцев. XVII век»
С. В. Иванов
1901 год
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

«Подбочась, за строем строй чинно выступает»

Рябушкин полностью отказывается от изображения иностранных послов, которые остаются у него как бы «за кадром», сосредоточив все основное внимание на толпе, причем лишь на отдельной ее части. Полотно сильно вытянуто вверх, обрезано по краям, и фигуры в полный рост, расположенные плотными рядами друг за другом, оказываются зажатыми со всех сторон, создавая впечатление еще более плотной толпы. Внутреннее волнение людей и их движение достигается за счет разворота фигур первого плана в одну сторону, и заднего – в другую. Взгляд зрителя движется по диагонали слева направо и читает на лицах самую многообразную гамму чувств и настроений: один смотрит осторожно и выжидательно, другой – отстраненно, третий – удивленно, но каждый из них в едином порыве желает приобщиться к любопытному событию – прибытию иностранного посольства в древнюю Москву. Яркие характеры стрельцов первого плана особенно подчеркнуты цветом: на фоне пестрой многокрасочной толпы сильно выделяются три главных аккорда — зеленый, желтый, красный. На подобном выразительном трехцветии строилась некогда монументальная древнерусская живопись. Своеобразное очарование произведения Рябушкина заключается в том, что он сумел выразить специфику национального русского характера и дать почувствовать историзм эпохи не столько через костюмы и бутафорию, сколько через лица и типы — отношение своих героев к событию.


Едут! (фрагмент)
А. П. Рябушкин
Холст, масло
1901 год
Государственный Русский Музей

«Воображение и правдивость» Андрея Рябушкина

Так каким же образом удалось художнику, жившему на рубеже XIX-XX веков, достигнуть такой правдивой достоверности? Прежде всего, Рябушкин внимательно изучал исторический фон: слушал лекции, читал источники, понимал предметы материальной культуры, знал особенности древнерусской живописи. Но и современные достижения не прошли мимо него, особенно открытия художников-импрессионистов с их любовью к цвету и мимолетности впечатления. Искусство фотографии с ее документальным отражением событий и обрезанными краями тоже находит у Рябушкина свой отклик. Ну и наконец, будучи воспитанником русской реалистической школы, художник не пренебрегал созданием своих образов с натуры — в основном, его моделями были простые русские крестьяне, которые, казалось, совсем не изменились за последние двести лет. Один характер ласковый и разговорчивый, другой спокойный и рассудительный, третий упрямый и своенравный — живописец сам вырос среди подобных людей, и поэтому его исторические сцены так близки бытовому жанру, и так правдивы. В результате, от картины Рябушкина веет особенной искренностью и поэтическим проникновением в быт допетровской Руси, а его историческая фантазия не может не очаровывать и современного зрителя.


Едут! (фрагмент)
А. П. Рябушкин
Холст, масло
1901 год
Государственный Русский Музей

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: