Главная » Headline

«Портрет Надежды Жданович за фортепиано». Павел Федотов

15 апреля 2012 Комментариев нет

Старинный, красный фортепиано!
Какой души сокрыт в нем след?
Из перламутра клавиатура
Звучит, как эхо прежних лет.

Аделаида Герцык


Портрет Надежды Жданович за фортепиано
Павел Федотов
Холст, масло
1849 год
Государственный Русский музей

Павел Андреевич Федотов (1815—1852): «Затронул такие глубокие ноты, каких до него никто не брал в русском искусстве»

Художник Павел Федотов родился в крайне бедной семье, и в юности был отдан отцом в Московский кадетский корпус, по окончании которого поступил на службу в лейб-гвардии Финляндский полк, что квартировался как раз недалеко от петербургской Академии художеств. Еще будучи кадетом он проявил себя как превосходный рисовальщик, и страсть его к художеству оказалась настолько велика, что с 1834 года он начинает посещать вечерние классы Академии художеств, а с 1844 — сознательно покидает военную службу ради искусства. Федотов охотно писал трогательные портреты своих друзей, забавные сценки из полковой жизни, но особенный вклад внес в развитие национального бытового жанра, за что в 1848 году ему было присвоено звание академика «живописи домашних сцен». Картины его на темы жизни русского общества отмечены тонкой иронией и драматизмом. Но слава и признание оказались недолгими, потому что из-за своей близости тогда к петрашевцам художник очень скоро подвергся критике и нападкам. К 1852 году все это привело к психическому расстройству, которое в итоге и свело живописца в могилу.


Автопортрет (фрагмент из листа с портретными набросками)
Павел Федотов
Бумага, графитный карандаш
Конец 1840-х годов
Государственный Русский музей

«Портрет Надежды Жданович за фортепиано» (1849) в собрании Русского музея

Этот портрет был исполнен художником в поздний период творчества, буквально за 2-3 года до смерти. На нем изображена 14-летняя Надежда Петровна Жданович – младшая сестра Павла Ждановича, сослуживца и хорошего друга Федотова. У Ждановичей была большая и дружная семья, которая жила на углу 7-й линии Васильевского острова, и все они охотно позировали художнику. К примеру, сохранился портрет той же Надежды Жданович в красном платье, в более раннем возрасте. Работа, где она сидит за фортепиано, выполнена в годы обучения девушки в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном Институте. Известно, что впоследствии она вышла замуж за офицера Финляндского полка А. И. Вернера и прожила до 1915 года. Все это время Надежда Петровна бережно хранила письма, стихи и рисунки Павла Федотова, и в 1912 году, когда ей было уже 76 лет, она передала все это Русскому музею. Среди прочего оказался и этот ее портрет сидящей за фортепиано.


Портрет Н. П. Жданович
Павел Федотов
Картон, акварель
1844 год
Государственный Русский музей

«Домашние» портреты Павла Федотова

Федотов писал портреты своих сослуживцев и близких друзей на протяжении всей творческой жизни, и поскольку на них изображены родные художнику люди, то нельзя не почувствовать всю ту любовь и теплоту, которой наполнены его произведения. Сам же он крайне резко относился к тем портретам, которые писались другими живописцами на заказ, ведь в них очень часто присутствует некая надуманность и чрезмерная идеализация модели. «Можно ли уловить душу человека, пришедшего именно с той целью, чтобы с него писали портрет?» — говорил он. В своих работах Федотов, напротив, пытается создать простую домашнюю обстановку, окружает человека теми предметами, которые ему близки, стремится к тому, чтобы его поза оставалась естественной и непринужденной. В результате и получается очень интимный и этюдный характер портретов Федотова, со свойственной им эскизностью и небольшим форматом.


Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой
Павел Федотов
1845 – 1847 годы

«Старинный, красный фортепиано! Какой души сокрыт в нем след?»

Все перечисленные особенности вполне отвечают изображению Надежды Жданович. Удачно смотрится найденный художником легкий разворот фигуры, обращенный к зрителю взгляд, скользящие по клавишам пальцы. Скромное учебное платье подчеркивает будничность происходящей сцены, а простой лаконичный фон, где нет места ничему лишнему, только еще больше усиливает впечатление обыденности. На светлом золотистом цвете стены особенно отчетливо выделяется девичий силуэт – упругий, плавный, грациозный. Камерный формат портрета отмечен при этом динамичной и уверенной техникой живописи, где фон проработан размашистыми энергичными мазками, в то время как миниатюрная головка прописана довольно четко, со всеми особенностями ее прически, с подчеркнутым акцентом на ясном, открытом, спокойном взгляде. Спина изгибается в такт спинке стула, звучание инструмента послушно плавному движению рук, тень на стене – иллюзия пространства. Светлый колорит с преобладанием белого, голубого, желтого и коричневого идеально созвучен женственному и тонкому образу девочки. Теплота восприятия достигается за счет мягкого искусственного освещения, которым окутано здесь все видимое. Иными словами, портрет получился удивительно цельный и обаятельный, и он покоряет без промаха своей простотой и изысканностью.


Портрет Надежды Жданович за фортепиано (фрагмент)
Павел Федотов
Холст, масло
1849 год
Государственный Русский музей

«Эстетическое кое-что по поводу картин и эскизов господина Федотова»

Тем не менее, несмотря на несомненные достоинства произведений Федотова, многие его современники не упускали возможность упрекнуть художника в дилетантизме и техническом несовершенстве его живописи. Так, например, в портрете Надежды Жданович левая рука кажется короче правой; фортепиано же написано с иной, более высокой точки зрения, что создает впечатление, будто оно не упирается в стену, а прошибает ее. Скорее всего, так произошло из-за того, что художник писал фортепиано и руки пианистки не во время сеанса, а намного позднее – по памяти. Как бы то ни было, эти неточности вовсе не умаляют обаяния созданного Федотовым портрета, но только заставляют вспомнить то особенное видение мира, которое в то время еще только предстояло открыть будущим художникам-импрессионистам – видение, с присущей ему мимолетностью впечатления и очаровательными техническими неточностями. Кажется, в этой работе Федотов уже слышит поступь поколения грядущих мастеров, чутко угадывая их новые живописные коды.


Портрет Надежды Жданович за фортепиано (фрагмент)
Павел Федотов
Холст, масло
1849 год
Государственный Русский музей

© проект SpbStarosti

Вы можете поделиться ссылкой на статью через:

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий! Будьте вежливы! Не ругайтесь! Помните, что все комментарии просматриваются модератором с целью отсеять многочисленные спам-сообщения, поэтому Ваш комментарий может появиться не сразу. Но он обязательно появится, так как нам важно знать Ваше мнение!

Вы можете использовать эти тэги: